Госдума приняла в I чтении закон о публичной власти. Почему вокруг него так много споров?
9 ноября Госдума одобрила в I чтении нашумевший законопроект о публичной власти. По задумке авторов, он должен выстроить четкую систему взаимодействия между федеральным центром и субъектами РФ, однако представители регионов недовольны грядущими изменениями. Среди них особенно выделяется Татарстан, который наотрез отказался поддерживать новый закон. Разбираемся, что изменит закон о публичной власти, за что его критикуют в регионах и почему он настолько принципиален именно для Казани.
Зачем нужен новый закон?
В пояснительной записке к законопроекту о публичной власти указано, что он призван реализовать поправку к Конституции о единой системе публичной власти и наладить взаимодействие между государственными органами и местными самоуправлением.
В нынешней редакции проект состоит из 11 глав и 65 статей. В случае принятия он заменит старый закон об организации органов государственной власти в субъектах, который действует с 1999 года.
Один из авторов проекта Павел Крашенинников объяснял необходимость принятия нового документа так: «За годы действия в [текущий закон] были внесены изменения 187 федеральными законами. Закон превратился, по сути, в "лоскутное одеяло". Нетронутыми остались только 10 статей, причем две из них технические — это переходный период и вступление в силу».
Что он конкретно меняет?
• Все руководители регионов будут называться «главами» и избираться на пять лет без ограничения на число сроков. Сейчас действие их полномочий должно составлять не более пяти лет и ограничено двумя сроками. Закон убирает ограничения на федеральном уровне, но оставляет за регионами право устанавливать их по своему усмотрению.
• Президент получит больше возможностей по отрешению губернаторов от должности в связи с «утратой доверия». Сейчас он может это сделать, если глава субъекта попался на коррупции или конфликте интересов — новый законопроект убирает это уточнение. При этом «утративший доверие» губернатор не сможет занимать аналогичную должность следующие пять лет.
• Срок полномочий региональных заксобраний по аналогии с губернаторским будет составлять пять лет. Для депутатов также создадут механизм санкций, который включит в себя предупреждение и отстранение от должности.
• Появится отдельная статья о праве регионов вносить законопроекты в Госдуму. Делать это все так же будут региональные заксобрания по предложению депутатов, глав субъектов и органов местного самоуправления. Однако теперь право законодательной инициативы распространится и на региональных прокуроров.
• Федеральные органы власти смогут участвовать в формировании исполнительной власти регионов. При этом у субъектов будет меньше времени на то, чтобы направить в Госдуму отзывы на рассматриваемые ею законопроекты. Пока что срок составляет 30 дней, но в новом законе его сократят до 15.
За что критикуют закон о публичной власти?
Чаще всего законопроект Крашенинникова и его коллеги из Совфеда Андрея Клишаса критикуют за «убийство» местного самоуправления и несбалансированность новой системы управления, где заложен перекос в сторону федеральных властей.
• К I чтению отзывы к законопроекту направили 15 регионов — почти половина из них высказали к нему замечания. Ставропольский край раскритиковал сокращение срока отзывов по законопроектам с 30 до 15 дней. Якутию не устроило отсутствие оснований для отставки глав регионов по утрате доверия. А Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа остались недовольны непроработанностью закона в части «регионов-матрешек».
• Депутат Госдумы от фракции «Новые люди» Сардана Авксентьева посчитала, что в нынешней редакции закон фактически лишает власти возможности управлять своими регионами: «Этот законопроект делает главу региона "рабом лампы", не давая ему взамен волшебной силы. Что получается? Ты отвечаешь за все, но не можешь даже сформировать свою команду».
• Член фракции КПРФ Юрий Синельщиков подчеркнул, что закон «противоречит принципу сменяемости власти» и приведет к «застою в региональных элитах».
Татарстан — резко против
Среди всех критиков особую позицию занял Татарстан — его власти наотрез отказались поддерживать законопроект. 25 октября депутаты регионального Госсовета заключили, что он противоречит Конституции РФ, и единогласно проголосовали против.
Основным камнем преткновения стало требование унифицировать названия должностей руководителей регионов. Оно приведет к тому, что Татарстан лишится собственного президента — сейчас республика остается единственным регионом, где сохранилась такая должность.
Должность президента Татарстана учредили сразу после распада СССР в 1991 году, что было обусловлено широкой автономией республики.
Кроме него свои президенты были еще у 12 регионов, однако в 2010 году эти должности начали переименовывать. Первым от президентства отказался глава Чечни Рамзан Кадыров. Позже лидер РФ Дмитрий Медведев подписал отдельный закон, в котором обязал глав регионов сделать то же самое до 1 января 2015 года.
К установленному сроку от президентов отказались все субъекты, кроме Татарстана. Казань получила отсрочку из-за действовавшего договора о разграничении полномочий с федеральными властями.
В 2017 году Москва не стала продлевать договор, но Татарстан так и не внес нужных изменений в свою конституцию. Федеральный центр тоже не предпринял никаких шагов в этом направлении, поэтому пост президента Татарстана сохраняется и по сей день.
Кроме того, депутатам не понравилось расширение возможностей федеральной власти влиять на назначения в регионах. «Этот законопроект в корне влезает в полномочия субъектов РФ, нарушая действующие нормы Конституции России, нас заставляет нарушать эти нормы», — заявил спикер Госсовета Фарид Мухаметшин.
Позже к региональным коллегам присоединились и депутаты от «Единой России» в Госдуме, которых избрали в парламент от республики. 9 ноября семь парламентариев выступили против законопроекта, еще четыре не стали принимать участие в голосовании. Депутат Айрат Фаррахов сказал РБК, что ко II чтению представители Татарстана намерены предложить собственные поправки.
Впрочем, резкая позиция Казани вряд ли «похоронит» закон о публичной власти. Крашенинников уже заявил, что проект не будут пересматривать только из-за Татарстана. В схожем ключе высказался и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков: «Мы с уважением относимся к мнению каждого из субъектов России, но это одно из мнений».
━━━━━
Виталий Рюмшин