Сайт Государственной Думы РФ
Сайт Государственной Думы РФ

Госдума приняла в I чтении закон о публичной власти. Почему вокруг него так много споров?

Депутаты предлагают «унифицировать» глав субъектов и расширить возможности Москвы для влияния на региональную политику. Местным элитам это не нравится

9 ноября Госдума одобрила в I чтении нашумевший законопроект о публичной власти. По задумке авторов, он должен выстроить четкую систему взаимодействия между федеральным центром и субъектами РФ, однако представители регионов недовольны грядущими изменениями. Среди них особенно выделяется Татарстан, который наотрез отказался поддерживать новый закон. Разбираемся, что изменит закон о публичной власти, за что его критикуют в регионах и почему он настолько принципиален именно для Казани.

Зачем нужен новый закон?

В пояснительной записке к законопроекту о публичной власти указано, что он призван реализовать поправку к Конституции о единой системе публичной власти и наладить взаимодействие между государственными органами и местными самоуправлением.

В нынешней редакции проект состоит из 11 глав и 65 статей. В случае принятия он заменит старый закон об организации органов государственной власти в субъектах, который действует с 1999 года.

Один из авторов проекта Павел Крашенинников объяснял необходимость принятия нового документа так: «За годы действия в [текущий закон] были внесены изменения 187 федеральными законами. Закон превратился, по сути, в "лоскутное одеяло". Нетронутыми остались только 10 статей, причем две из них технические — это переходный период и вступление в силу».

Что он конкретно меняет?

Все руководители регионов будут называться «главами» и избираться на пять лет без ограничения на число сроков. Сейчас действие их полномочий должно составлять не более пяти лет и ограничено двумя сроками. Закон убирает ограничения на федеральном уровне, но оставляет за регионами право устанавливать их по своему усмотрению.

Президент получит больше возможностей по отрешению губернаторов от должности в связи с «утратой доверия». Сейчас он может это сделать, если глава субъекта попался на коррупции или конфликте интересов — новый законопроект убирает это уточнение. При этом «утративший доверие» губернатор не сможет занимать аналогичную должность следующие пять лет.

Срок полномочий региональных заксобраний по аналогии с губернаторским будет составлять пять лет. Для депутатов также создадут механизм санкций, который включит в себя предупреждение и отстранение от должности.

Появится отдельная статья о праве регионов вносить законопроекты в Госдуму. Делать это все так же будут региональные заксобрания по предложению депутатов, глав субъектов и органов местного самоуправления. Однако теперь право законодательной инициативы распространится и на региональных прокуроров.

Федеральные органы власти смогут участвовать в формировании исполнительной власти регионов. При этом у субъектов будет меньше времени на то, чтобы направить в Госдуму отзывы на рассматриваемые ею законопроекты. Пока что срок составляет 30 дней, но в новом законе его сократят до 15.

За что критикуют закон о публичной власти?

Чаще всего законопроект Крашенинникова и его коллеги из Совфеда Андрея Клишаса критикуют за «убийство» местного самоуправления и несбалансированность новой системы управления, где заложен перекос в сторону федеральных властей.

К I чтению отзывы к законопроекту направили 15 регионов — почти половина из них высказали к нему замечания. Ставропольский край раскритиковал сокращение срока отзывов по законопроектам с 30 до 15 дней. Якутию не устроило отсутствие оснований для отставки глав регионов по утрате доверия. А Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа остались недовольны непроработанностью закона в части «регионов-матрешек».

Депутат Госдумы от фракции «Новые люди» Сардана Авксентьева посчитала, что в нынешней редакции закон фактически лишает власти возможности управлять своими регионами: «Этот законопроект делает главу региона "рабом лампы", не давая ему взамен волшебной силы. Что получается? Ты отвечаешь за все, но не можешь даже сформировать свою команду».

Член фракции КПРФ Юрий Синельщиков подчеркнул, что закон «противоречит принципу сменяемости власти» и приведет к «застою в региональных элитах».

Татарстан — резко против

Среди всех критиков особую позицию занял Татарстан — его власти наотрез отказались поддерживать законопроект. 25 октября депутаты регионального Госсовета заключили, что он противоречит Конституции РФ, и единогласно проголосовали против.

Основным камнем преткновения стало требование унифицировать названия должностей руководителей регионов. Оно приведет к тому, что Татарстан лишится собственного президента — сейчас республика остается единственным регионом, где сохранилась такая должность.

Почему глава Татарстана называется президентом

Должность президента Татарстана учредили сразу после распада СССР в 1991 году, что было обусловлено широкой автономией республики.

Кроме него свои президенты были еще у 12 регионов, однако в 2010 году эти должности начали переименовывать. Первым от президентства отказался глава Чечни Рамзан Кадыров. Позже лидер РФ Дмитрий Медведев подписал отдельный закон, в котором обязал глав регионов сделать то же самое до 1 января 2015 года.

К установленному сроку от президентов отказались все субъекты, кроме Татарстана. Казань получила отсрочку из-за действовавшего договора о разграничении полномочий с федеральными властями.

В 2017 году Москва не стала продлевать договор, но Татарстан так и не внес нужных изменений в свою конституцию. Федеральный центр тоже не предпринял никаких шагов в этом направлении, поэтому пост президента Татарстана сохраняется и по сей день.

Кроме того, депутатам не понравилось расширение возможностей федеральной власти влиять на назначения в регионах. «Этот законопроект в корне влезает в полномочия субъектов РФ, нарушая действующие нормы Конституции России, нас заставляет нарушать эти нормы», — заявил спикер Госсовета Фарид Мухаметшин.

Позже к региональным коллегам присоединились и депутаты от «Единой России» в Госдуме, которых избрали в парламент от республики. 9 ноября семь парламентариев выступили против законопроекта, еще четыре не стали принимать участие в голосовании. Депутат Айрат Фаррахов сказал РБК, что ко II чтению представители Татарстана намерены предложить собственные поправки.

Впрочем, резкая позиция Казани вряд ли «похоронит» закон о публичной власти. Крашенинников уже заявил, что проект не будут пересматривать только из-за Татарстана. В схожем ключе высказался и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков: «Мы с уважением относимся к мнению каждого из субъектов России, но это одно из мнений».

━━━━━

Виталий Рюмшин