Вижу новости, что в транспорте хотят ввести QR-коды. Это законно?
Правительство разработало два законопроекта об обязательном введении QR-кодов в кафе, магазинах и транспорте. Пока документы только готовятся к внесению в Госдуму, но власти некоторых регионов уже вводят первые ограничения. Мы изучили аргументы за и против нововведений, а также рассмотрели опыт зарубежных стран.
Что именно предлагают власти?
Согласно первому законопроекту, QR-коды введут в общественных местах. Их можно будет посетить при наличии сертификата о вакцинации или перенесенной болезни, а также при предъявлении медотвода и отрицательного ПЦР-теста. Решение о том, где именно будут использовать QR-коды, будут принимать региональные власти.
По предварительным данным, мера будет действовать до 22 июня. Авторы инициативы предлагают установить переходный период: до 1 февраля россиянам разрешат посещать общественные места при наличии отрицательного ПЦР-теста. После — только с QR-кодом. При этом законопроект не затрагивает работу магазинов с товарами первой необходимости, аптек и общественного транспорта.
Второй проект касается междугородных и международных поездок. Даты, когда для передвижения понадобятся QR-коды, установит правительство. Предположительно, пропуск будут проверять при продаже билетов. Иностранцы, привитые незарегистрированными в России вакцинами, смогут передвигаться на поездах и самолетах по отрицательному тесту. Россияне, которые уже купили билеты, но не смогут ими воспользоваться из-за отсутствия QR-кода, получат возможность их сдать и вернуть полную сумму в течение 30 дней.
Несмотря на то, что проекты еще не внесены на рассмотрение, на фоне роста заболеваемости регионы уже внедряют ограничения:
— Первыми требовать QR-код для проезда на междугородних автобусах стали в Волгоградской области.
— В ноябре ограничения для пассажиров объявили на Камчатке — с 23 ноября код будут проверять при посадке на авиатранспорт по всем направлениям и часть междугородных маршрутов автобусов.
— С 7 ноября в Хабаровском крае QR-код нужен пассажирам междугороднего транспорта. Однако уже с декабря пропуск будут требовать для входа в здание международного аэропорта Хабаровска, при продаже авиабилетов и у прилетающих в город.
— С 20 ноября жители Татарстана смогут попасть в общественный транспорт только при предъявлении QR-кода.
Аргументы за
Самолеты и поезда — места с массовым скоплением людей, оттого они наиболее опасны, говорит первый зампредседателя комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов. «Это замкнутые пространства, где вирус распространяется гораздо быстрее», — отмечает он.
С ним согласна заместитель директора по клинико-аналитической работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора профессор Наталья Пшеничная. Когда пассажиры летят в масках, но снимают их во время перекуса, риск распространения инфекции возрастает. «То же самое поезда — мы же не будем спать в маске в поезде дальнего следования. Поэтому, конечно, если буду знать, что рядом пассажир вакцинирован, то я буду спать спокойно в этом купе», — указывает Пшеничная.
В случае одобрения законопроектов привитые граждане смогут оградить себя от контактов с теми, кто вакцинацию не прошел, уверен заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии факультета естественных наук НГУ Сергей Нетесов. Кроме того, применение пропусков совместно с проведением масштабной вакцинации будет намного эффективнее в борьбе с вирусом, чем введение периодов нерабочих дней, утверждает он.
Аргументы против
Одобрение законопроектов на федеральном уровне затронет конституционные права граждан, говорит партнер юридической фирмы «Надмитов, Иванов и Партнеры» Александр Надмитов. Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай напоминает, что права и свободы человека, в том числе право на передвижение, могут быть ограничены только федеральным законом.
Российские авиакомпании уже заявляли о готовности проверять QR-коды у пассажиров, но не при продаже билетов, а во время регистрации в аэропорту. Иначе может получиться, что те люди, которые решились вакцинироваться перед полетом, будут вынуждены покупать билеты накануне вылета и платить больше, отмечают в «Победе».
Отдельные опасения вызывают у компаний возможные сбои при проверке QR-кодов, учитывая уязвимость базы данных. Так, утром 8 ноября на госуслугах произошел масштабный сбой, который сократил срок действия сертификатов о вакцинации россиян до полугода. Позже в Минцифры сообщили, что портал подвергся мощной кибератаке, и пообещали восстановить изначальные даты.
Обязательное наличие пропуска может привести и к экономическим потерям, говорят в S7 Airlines. Из-за введения новых ограничений пассажиропоток на внутренних рейсах может сократиться вдвое.
А что в других странах?
Впервые «зеленые пропуска» для вакцинированных и переболевших начали вводить в феврале в Израиле. Похожие меры стали использовать и в Европе. Например, с 9 августа во Франции «пропуск здоровья» требуется для посещения ресторанов, баров, тренажерных залов, а также для поездок на поезде и в самолете на дальние расстояния. В знак протеста тысячи французов выходили на улицы каждую субботу, чтобы «дискриминирующее нововведение» отменили. Но власти решили оставить ограничения.
Италия тоже внедрила практику с ковид-паспортами, позволяющими владельцам передвигаться в пределах ЕС и посещать религиозные собрания, столовые, открытые общественные места, а также культурные мероприятия. Подобные «зеленые паспорта» используют в Турции и ОАЭ. В других странах пока воздерживаются от введения пропуска на общественный транспорт, но при этом оставляют «зеленые паспорта» для посещения общественных, культурных мест и общепита.