Порядка 16 млн сим-карт могут отключить уже в декабре. Кому это грозит?
30 ноября — последний день регистрации корпоративных сим-карт. Пока процедуру прошли менее половины абонентов. Остальным же, если они не успеют ввести данные вовремя, грозит блокировка, пишет «Коммерсантъ». Разбираемся, кто может лишиться сим-карты и как сохранить свой корпоративный номер.
Что случилось?
Более половины всех держателей корпоративных сим-карт — то есть около 16 млн — не внесли данные о конечных пользователях в единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). После 1 декабря операторы отключат их от услуг связи.
1 июня 2021 года в силу вступили новые поправки к закону «О связи», согласно которым все держатели корпоративных сим-карт должны вносить данные о них в «Госуслуги». Лица, заключившие договор до 1 июня, обязаны зарегистрировать сим-карту до 30 ноября текущего года. Клиенты, получившие карту после 1 июля, должны были вносить данные в ЕСИА сразу. Сим-карты, которые установлены в банкоматах и навигаторах, должны зарегистрировать до 1 марта 2023 года.
В Минцифры рассказали, что данные успешно внесли уже 13,3 млн держателей корпоративных сим-карт, включая карты для М2М-устройств. Директор департамента развития технологий цифровой идентификации Минцифры Дмитрий Дубынин заявил, что «регистрация сим-карт проходит по графику».
Кто может пострадать?
Требование о постановке на учет касается организаций, ИП, их бывших и нынешних сотрудников, а также обычных абонентов, которые когда-то купили сим-карту без оформления на свой паспорт. При этом новое правило затрагивает не только номера, но и карты, которые ранее были оформлены для терминалов, шлагбаумов, модемов и онлайн-касс.
По оценкам аналитиков, в России зарегистрировано около 32 млн корпоративных сим-карт. Эксперты говорят, что больше других может пострадать малый и средний бизнес, который пока не осознает риски отключения.
Зачем внесли такие поправки?
Власти усиливают контроль за всеми держателями сим-карт. Государство хочет знать, за каким лицом закреплен конкретный номер телефона. Если раньше сим-карту можно было оформить на организацию (даже ликвидированную), а потом продать в переходе, то сейчас это уже не получится.
Серые симки могли использовать для ведения бизнеса или вовсе в мошеннических целях. Власти решили превратить бесконтрольный поток номеров в единую систему аутентификации, в которой за каждой сим-картой в реестре закреплено конкретное лицо. Так, в 2018 году операторов обязали проверять паспортные данные абонентов. При расхождении данных или отказе предоставлять информацию связь просто отключали.
Как избежать блокировки?
Внести данные о корпоративной сим-карте в реестр на «Госуслугах». Если вы представляете организацию или ИП, то руководителю необходимо:
1. Зарегистрировать и подтвердить учетную запись на «Госуслугах».
2. Заполнить на портале заявление для каждого оператора связи. Все корпоративные номера от одного оператора можно подать одним заявлением. Также понадобится внести паспортные данные и номера работников.
Сотрудникам, которые также могут выступать держателями корпоративных сим-карт, нужно:
1. Дождаться запроса от оператора связи, который придет в личный кабинет. Проверить правильность номера, указанного в запросе, и только потом подтвердить, что вы его используете.
2. Зарегистрировать номер самостоятельно. Для этого понадобится указать в заявлении ИНН работодателя, то есть лица, на которого оформлена карта. После одобрения заявления оператор снова активирует карту, но только если данные корпоративного абонента и физлица совпадут.
Таким образом, действующие организации вряд ли пострадают от нововведения. А вот ликвидированные компании или абоненты, купившие корпоративные сим-карты «в переходе», могут столкнуться с проблемами. Если не подтвердить данные руководителя организации, карту заблокируют.
В таком случае можно обратиться к оператору и попросить его переоформить симку с сохранением номера. Но он может отказать, поэтому лучше заранее позаботиться о данных, которые вы не хотите потерять: перенести список контактов в резервное хранилище или скопировать нужные вам сообщения, отправленные на номер телефона.