Новым канцлером Германии стал Олаф Шольц. Его считают самым скучным политиком в стране
Германия официально избрала нового канцлера. Им стал лидер СДПГ Олаф Шольц, также известный как «Шольцомат», «человек-базука» и «мистер Меркель». Сопартийцы до последнего не хотели выдвигать его в канцлеры. Но в конечном итоге именно Шольц обеспечил им победу на выборах и положил конец 16-летнему доминированию консерваторов в правительстве. Рассказываем, кто такой Олаф Шольц и как он прошел путь от марксиста и незадачливого «продавца реформ» до лидера Германии.
От марксиста к капиталисту
Олаф Шольц — 63-летний уроженец Оснабрюка. Свою политическую карьеру он начал в далеком 1975 году, вступив в СДПГ и став членом ее молодежной организации «Юзос».
В бурной юности Шольц придерживался крайне левых марксистских взглядов. СМИ до сих пор вспоминают его статьи с призывами «преодолеть капитализм», критикой НАТО за «агрессивный империализм» и ФРГ как «оплота большого бизнеса». В 1980-х гг. политик стал зампредом «Юзоса» и в этом качестве несколько раз посещал ГДР.
Впрочем, Шольца сформировал вовсе не марксистский активизм. Параллельно с этим он держал в Гамбурге собственную юридическую фирму, которая занималась трудовым правом. В конечном итоге этот опыт заставил его «потеплеть» к бизнесу и сместил предпочтения в сторону центра политического спектра. Там он впоследствии и остался, хотя так и не растерял социалистического запала.
Рождение «Шольцомата»
В 1998 году карьера Шольца вышла на новый уровень, когда он впервые попал в Бундестаг в возрасте 40 лет. После короткого перерыва в 2001 году, когда он на время стал сенатором по внутренним делам Гамбурга, Шольц вернулся в федеральное собрание — теперь уже в качестве генсека СДПГ.
Немецкое издание Deutsche Welle объясняло столь стремительный взлет эффективностью на предыдущих должностях и близостью к Герхарду Шрёдеру, называя Шольца «генералом» в армии канцлера. Однако настоящая минута славы политика наступила, когда Шрёдер затеял спорную реформу рынков труда под названием «Хартц IV».
Как верный сторонник канцлера, Шольц взялся ее защищать. Но его выступления оказались настолько пресными, механистическими и полными технократического жаргона, что с легкой руки газеты Die Zeit Олаф Шольц стал просто «Шольцоматом» — это уничижительное прозвище навсегда останется с ним, став едва ли не визитной карточкой политика.
«Я был продавцом реформы. Я должен был показать определенную жесткость», — объяснял позже Шольц свое выступление.
Злополучная реформа в скором времени погубила карьеру Герхарда Шрёдера. После его ухода с поста канцлера Шольц тоже отказался от руководящих позиций в СДПГ. Но в отличие от Шрёдера, корабль его «генерала» не пошел ко дну. В 2007 году Шольц присоединился к правительству Меркель в качестве министра труда. На период 2011-2018 гг. он сменил министерское кресло на место бургомистра Гамбурга. Однако затем вернулся в правительство, заняв там сразу две должности — главы минфина и вице-канцлера.
Карьера Шольца была весьма примечательна: он умудрялся раз за разом брать все новые высоты, оставаясь в тени политической жизни. Неразговорчивый, скучный и лишенный всякой харизмы — казалось, Шольц абсолютно не обладал качествами успешного политика. Газета Der Spiegel называла его «воплощением скуки» и описывала как «типичнейшего политика, который хорошо думает, но плохо изъясняется».
На партийных голосованиях Шольц стабильно занимал последние места. Однако это не мешало ему медленно, но верно продвигаться по партийной лестнице и занимать все более и более высокие должности.
Политик «номер два»
В минфине Шольцу наконец-то удалось показать себя широкой публике. Неожиданно для всех он продолжил жесткую фискальную политику своего предшественника — заядлого консерватора Вольфганга Шойбле — и всего за 10 недель стал вторым по популярности политиком в Германии, уступая канцлеру Ангеле Меркель всего лишь на 5%.
Тем не менее сопартийцы не простили Шольцу его метаморфозы. В 2019 году он проиграл выборы председателя СДПГ малоизвестным политикам Норберту Вальтеру-Борьянсу и Заскии Эскен.
Ошибка социал-демократов стала явной в 2020 году, когда грянула пандемия COVID-19. Во время кризиса профессионализм и выдержка Шольца оказались для немцев спасательным кругом. Именно министр финансов раздавал деньги пострадавшим от вируса слоям населения и был ответственен за принятие масштабного пакета помощи в €750 млрд.
«Это базука, которая нужна нам, чтобы сделать дело. Мы выкладываем все наше оружие на стол, чтобы показать — мы достаточно сильны для преодоления любых экономических вызовов», — сказал он, представляя свой план.
За это высказывание он получил еще одно (на этот раз не оскорбительное) прозвище «человек-базука». И завоевал любовь немцев.
Спаситель, которого не ждали
Перед парламентскими выборами СДПГ была в удручающем положении. Рейтинг партии стабильно падали, и к 2020 году значительно отставала не только от правящей коалиции ХДС/ХСС, но «Зеленых», которые долгое время были политическими аутсайдерами.
В таких условиях партийное руководство все-таки решилось отойти от принципов и выдвинуло кандидатом в канцлеры Шольца. Представители СДПГ говорили, что на момент выдвижения он был единственным вариантом партии. И, как показала практика, они не прогадали.
Пока соперники СДПГ вязли во внутренних склоках и скандалах, Шольц консолидировал вокруг себя сопартийцев и продемонстрировал стабильную избирательную кампанию. Изменился и его образ: ради выборов суровый бюрократ заметно «очеловечился», сменил технократический жаргон на более живую речь и даже снял галстук. И это дало результат — персональные рейтинги Шольца были в два раза выше, чем у любого из его соперников. Его позиции не подорвали даже скандалы с аферой Cum-Ex и компанией Wirecard.
Из-за невзрачности Шольца постоянно сравнивали с Меркель. Бывший посол США в Германии Джон Корнблум говорил, что кандидат от СДПГ пытается «копировать Меркель до мелочей» и в интересности проигрывает «кипящей воде».
Однако избирателей это сходство только подкупило, ведь оба политика в их глазах воплощали собой 16-летнюю эпоху стабильности в Германии. Немцы за глаза называли Шольца «мистером Меркель» и «папенькой» (по аналогии с канцлером, которую звали «матушкой»). В конечном итоге все это помогло ему стать спасителем СДПГ, обеспечив партии первое место в сентябре.
После выборов многие предрекали Шольцу долгие переговоры по коалиционному правительству, однако прагматизм «человека-базуки» одержал верх и здесь. Лидер СДПГ пообещал немцам сформировать кабмин до рождества и сдержал его — 24 ноября социал-демократы, «Зеленые» и либералы объявили о подписании коалиционного соглашения, вынудив ХДС/ХСС уйти в оппозицию впервые за 16 лет. В начале декабря Олаф Шольц официально станет канцлером и поставит финальную точку в эпохе Ангелы Меркель.
━━━━━
Виталий Рюмшин