Arūnas Naujokas/Unsplash
Arūnas Naujokas/Unsplash

Российские ученые спроектировали стратолет. Что-то похожее уже разрабатывает Илон Маск

Все больше стран изучают возможность применения космических кораблей для полетов на Земле

Сотрудники Казанского национального исследовательского технического университета имени Туполева (КАИ) разработали сверхзвуковой летательный аппарат для полетов в стратосфере. Он позволит путешествовать между континентами за считанные часы и превзойдет зарубежные аналоги по скорости запуска. Первые российские стратолеты должны появиться к середине XXI века, хотя конкуренты собираются запустить свои аппараты уже в середине 2020-х годов.

Как будет выглядеть стратолет?

Аппарат будет состоять из фюзеляжа с крыльями, горизонтальных управляющих поверхностей, а также комбинированного ракетного или воздушно-ракетного двигателей на кислороде и разгонного блока. К блоку прикрепят два газотурбинных двигателя и обтекатель двигателя фюзеляжа.

Роспатент
Роспатент

Вдобавок он будет оснащен овальным крылом, прикрепленным к концам крыльев. Оно поможет уменьшить время на взлет.

Для чего он нужен?

Сверхзвуковой стратолет не предназначен для пассажиров. Ученые подчеркивают, что такая возможность будет воплощена в жизнь только в отдаленном будущем. Михаил Гордин, генеральный директор Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) имени Баранова, предположил, что подобные авиалайнеры начнут действовать не ранее 2040-2050 годов и будут перевозить бизнесменов.

На данный момент речь идет лишь о создании демонстративных технологий, то есть прототипов, которые будут способны показать идею, производительность, методы разработки и особенности аппарата.

Чем он отличается от иностранных аналогов?

Наиболее близким и перспективным иностранным аналогом к разработке российских ученых выступает проект многоразового беспилотного космолета Skylon. Его строительством занимается британская компания Reaction Engines Limited, а реализация намечена на середину текущего десятилетия.

Беспилотный космолет Skylon. Adrian Mann/Space.com
Беспилотный космолет Skylon. Adrian Mann/Space.com

Разработчики КАИ указывают на минусы британского аналога. К примеру, ему недостает высокой экономичности двигателя при дозвуковых и малых сверхзвуковых скоростях полета. Космолет будет затрачивать больше ресурсов для того, чтобы разогнаться и оторваться от земли. Из-за этого придется задействовать дополнительные ресурсы вплоть до транспортных тележек.

Ожидается, что российская разработка сможет избежать этих проблем: благодаря двухступенчатому принципу полета получится уменьшить массу топлива для заправки последней ступени стратолета. В результате будет увеличен вес полезной нагрузки.

Что скажет Илон Маск?

Кроме британцев, за шанс применить космические аппараты для межконтинентальных полетов ухватилась компания Илона Маска SpaceX. Компания разрабатывает ракету BFR (Big Falcon Rocket), предназначенную как для полетов на Марс, так и для перелетов по нашей планете. По словам создателей, ракете потребуется менее получаса, чтобы долететь до большинства мест на Земле, а билет будет стоить столько же, сколько и место в экономклассе обычного самолета.