KIM LUDBROOK/EPA/ТАСС
KIM LUDBROOK/EPA/ТАСС

В Южной Африке нашли сильно мутировавший штамм COVID-19. Похоже, он станет проблемой

Вариант B.1.1.529 победил «Дельту» в некоторых регионах ЮАР. Ученые опасаются, что это еще не конец

Коронавирус не устает преподносить сюрпризы. 25 ноября в Южной Африке обнаружили новый штамм, который неприятно удивил ученых необычайно высокой долей мутаций. ВОЗ созывает экстренное совещание, страны начинают закрывать сообщение с Африкой, а специалисты говорят об «эволюционном скачке» COVID-19 и считают, что новый штамм может быть «хуже, чем все, что мы видели до этого». Рассказываем, что известно о вирусе-мутанте и действительно ли он опасен.

Что известно о новом штамме?

Пока что штамм имеет кодовое название B.1.1.529. 26 ноября ВОЗ проведет экстренное совещание, на котором может обозначить его буквой греческого алфавита. Возможно, его назовут «Ню».

B.1.1.529 отличается «необычной плеядой» мутаций по сравнению с изначальным штаммом COVID-19. По словам главы южноафриканского Центра эпидемиологического реагирования Тулио де Оливейры, всего у штамма зафиксировали 50 изменений. Из них 30 произошли в S-белке, с помощью которого вирус заражает людей. В рецептор-связывающем домене B.1.1.529 нашли 10 мутаций. Для сравнения: у доминирующего на планете штамма «Дельта» их всего две.

«Этот штамм действительно удивил нас, он совершил большой эволюционный скачок — куда больше мутаций, чем мы ожидали. Особенно после тяжелейшей третьей волны "Дельты"», — сказал Оливейра.

Первый случай B.1.1.529 зафиксировали в Ботсване, однако его «родиной» считают ЮАР. Вирусологи связывают появление B.1.1.529 с эпидемией ВИЧ в стране — у больных иммунодефицитом и раньше находили мутировавшие клетки COVID-19. Генетик из Университетского колледжа в Лондоне Франсуа Баллу предположил, что все мутации могли произойти у одного человека с поврежденным иммунитетом — вероятно, так вышло как раз из-за хронического ВИЧ.

Специалистов беспокоит, что B.1.1.529 далеко отошел от уханьского штамма COVID-19. Это значит, что в теории он может обходить вакцины. Об этом говорит его схожесть с предыдущими вариантами коронавируса — например, с «Бетой», которая тоже появилась в Южной Африке и может обходить иммунную защиту.

Сколько людей уже заболели?

Пока что немного. Вирусологи зафиксировали около 100 случаев заболевания в ЮАР, еще четыре обнаружили в Ботсване. В Гонконге выявили два случая заболевания B.1.1.529 — у южноафриканского путешественника и его соседа по гостинице. Один нашли в Израиле у гражданина страны, которые вернулся из Малави. Известно, что все путешественники были вакцинированы.

Впрочем, все указывает на то, что B.1.1.529 мог распространиться куда шире. Ученые полагают, что он циркулировал в ЮАР по меньшей мере с начала месяца. В самой густонаселенной южноафриканской провинции Гаутенг — там находится столица страны Претория и крупнейший город Йоханнесбург — на него могут приходиться 90% случаев заболеваний. Если это так, то он спровоцирует новую волну коронавируса в Южной Африке.

На фоне новостей другие страны начали отменять сообщение с южноафриканскими странами. Ограничения ввели Великобритания, Израиль, Сингапур, Чехия и Германия. Российские власти пока не объявляли новых мер.

Что говорят ученые?

У специалистов нет однозначного мнения насчет опасности B.1.1.529. В практике ВОЗ уже были примеры потенциально опасных штаммов, которые не распространялись широко. Кроме того, никто не знает, как поведет себя B.1.1.529 в странах с высоким уровнем вакцинации — в ЮАР их доля не превышает 24%. Поэтому одни ученые считают, что новый штамм нуждается в дальнейших исследованиях. Другие не столь осторожны в высказываниях и уже бьют тревогу.

Техруководитель ВОЗ по COVID-19 Мария Ван Керкховен пока не видит причин паниковать из-за B.1.1.529. «Мы мало что знаем об этом штамме. Знаем, что он много мутирует. Опасаемся, что это может повлиять на то, как ведет себя вирус», — считает она.

Болгарский генетик Славомир Кубик отмечает, что распространение B.1.1.529 по всему миру не предрешено: «Все зависит от генов, окружения и степени удачи… Если у нас есть "песпективная" мутация, но ее никто не передает, то она никогда не распространится».

«[Новый штамм] нуждается в очень, очень пристальном мониторинге из-за ужасающего списка изменений S-белка. Предположу, что в антигенном отношении он может быть куда хуже, чем все, что мы видели до этого», — сказал британский вирусолог из Имперского колледжа Лондона Том Пикок.

Схожего мнения придерживается и профессор Кембриджского университета Рави Гупта: «Это очень тревожно, и я не говорил такого с момента появления "Дельты". Пожалуйста, вакцинируйтесь, ревакцинируйтесь и надевайте маски в публичных местах, потому что мутации в этом вирусе могут привести к высокому уровню обхода нейтрализующих антител».

━━━━━

Виталий Рюмшин