Markus Schreiber/AP/ТАСС
Markus Schreiber/AP/ТАСС

Новая «Восточная политика» или санкции: чего ждать России от нового кабмина Германии?

Канцлер Олаф Шольц настроен к Москве благосклонно. Но все могут испортить его союзники по коалиции

Новое «светофорное» правительство Германии приступает к исполнению обязанностей. А это значит, что вскоре политика Берлина по отношению к России может претерпеть изменения. Какой она будет, точно сказать нельзя — судя по всему, об этом не знают даже в будущем кабмине. Пока кандидат в канцлеры Олаф Шольц осторожно призывает к новой «Восточной политике», его партнеры по коалиции продолжают критиковать Москву и «Северный поток — 2». Разбираемся, что говорят о нашей стране члены будущего кабмина Германии и чего нам от него ждать.

Как кабмин Шольца относится к России?

Общие принципы политики Германии в отношении России изложены в коалиционном соглашении СДПГ, «Зеленых» и СвДП, которое они заключили 24 ноября. Откровений и неожиданных поворотов в нем нет — заявленный подход правительства Шольца мало чем отличается от политики, которую вела Ангела Меркель последние 16 лет. Вот ее основные положения:

Германия будет стремиться к стабильным отношениям и готова к диалогу с Россией на основе международного права. При этом она будет учитывать позицию других центрально- и восточноевропейских стран и будет координировать с ними свою позицию.

Кабмин Шольца хочет тесного сотрудничества с Москвой по сокращению выбросов углерода и здравоохранению, а также по разрешению глобальных проблем — например, загрязнения окружающей среды и изменения климата.

Коалиция выступает за урегулирование конфликта в Донбассе и увязывает снятие с России санкций с выполнением минских соглашений. При этом она критикует «попытки дестабилизации Украины», «аннексию Крыма» и «ограничение гражданских свобод» в самой России.

Новое правительство намерено установить частичный безвизовый режим с Россией. Планируется, что его создадут для молодежи до 25 лет.

А что будет на самом деле?

Пусть договор коалиционного правительства и выполнен в сдержанных тонах, в действительности же у Москвы есть поводы для беспокойства. И дело здесь не в самом Шольце. Как раз он высказывался за сбалансированный подход по отношению к России, поддерживал запуск «Северного потока — 2» и заявлял о необходимости разработки новой «Восточной политики».

«"Восточная политика" Вилли Брандта принесла свободу. Воссоединение Германии и единство Европы было бы невозможно без Брандта. За это 50 лет назад его удостоили Нобелевской премии мира. Сегодня нам нужна новая, европейская "Восточная политика"», — сказал он.

Проблему представляют партнеры СДПГ по коалиции, которые уже не столь благосклонны к нашей стране. Против России открыто выступают «Зеленые», и ее главный критик — сопредседатель партии Анналена Бербок — возьмет под свое крыло немецкий МИД.

Еще в апреле Бербок обещала занять жесткую позицию по отношению к России за «агрессию на Украине». Но главным пунктом ее критики всегда был «Северный поток — 2» — по этому вопросу ее позиция близка к США, которые считают газопровод «геополитическим оружием» Кремля. В октябре Бербок называла повышение цен на газ в Европе «шантажом» России для регистрации «Северного потока — 2» и призывала не сертифицировать его до тех пор, пока «Газпром» не откажется от владения трубой.

Бербок возглавит не самое влиятельное министерство в кабмине, однако ее усилит второй председатель «Зеленых» Роберт Хабек. Ему прочат позицию «суперминистра», который возглавит минэкономики, министерство защиты окружающей среды и займет пост вице-канцлера.

Хабек отметился еще в мае, когда посетил Донбасс и призвал начать поставки вооружений на Украину. Он также выступает против запуска российского газопровода.

«"Северный поток — 2" никогда не был частным экономическим проектом. Это стратегический проект, который давит на Украину и усиливает зависимость Германии», — сказал Хабек 26 ноября газете Süddeutsche Zeitung.

Критики России также получат под контроль влиятельное министерство финансов. Его возглавит лидер СвДП Кристиан Линднер. В отличие от своих «зеленых» коллег, он считает, что «Северный поток — 2» должен «получить шанс». Зато, по его мнению, против России следует вводить точечные санкции, а о развитии экономических отношений можно будет говорить только после освобождения Алексея Навального.

Чего ждать в будущем?

Изменятся российско-германские отношения при Шольце или нет, решится уже в ближайшие месяцы. Главным маркером будет дальнейшая судьба «Северного потока — 2». С 16 ноября немецкий регулятор временно остановил сертификацию газопровода, потребовав от находящегося в Швейцарии оператора Nord Stream 2 AG передать управление трубой немецкой «дочке».

Ожидается, что задержка продлится от четырех до шести недель. Однако немецие власти могут и растянуть ее на неопределнные срок — такое может произойти, если влияние противников «Северного потока — 2» в правительстве Шольца окажется достаточно сильным.

Пока что от будущей коалиции исходят противоречивые сигналы. С одной стороны, Бербок и Хабек не отказываются от критики «Северного потока — 2». В то же время в коалиционном соглашении эта тема полностью игнорируется, а другие «Зеленые» высказываются не столь категорично. Так, эксперт партии по внешнеполитическим вопросам Омид Нурипур раскритиковал последние санкции против газопровода со стороны США. И такая риторика весьма нетипична для «Зеленых».

«Они неприемлемы даже для противников "Северного потока — 2". Именно мы, "зеленые", которые всегда боролись против трубопровода, не можем понять, к какой дружбе тут стремятся, если вводят санкции против друзей, когда они ведут бизнес с третьей стороной», — сказал он.

━━━━━

Виталий Рюмшин