«Моду создают не дизайнеры, а люди на улицах». Умер модельер Вирджил Абло
В возрасте 41 года ушел из жизни Вирджил Абло — основатель бренда Off-White и креативный директор мужской линии Louis Vuitton. Его творческий и жизненный путь показал, что можно совмещать в себе художника, модельера, архитектора, музыканта и главное — неравнодушного человека. Рассказываем, за что все искренне любили Абло и почему это большая потеря для мировой культуры.
Знакомство с Канье и первое признание
Вирджил Абло родился в Рокфорде (штат Иллинойс) 30 сентября 1980 года в семье эмигрантов из Ганы. Его мать была профессиональной швеей, поэтому она научила сына всему, что знала сама. С самого детства мальчик был погружен в уличную культуру хип-хопа. Время от времени он покупал книжки о граффити, бегая за ними в местный магазин Barnes & Noble.
Абло поступил в Университет Висконсин-Мэдисон, чтобы изучать строительство, а потом получил степень магистра архитектуры в Технологическом институте Иллинойса. Во время обучения профессор Томас Кернс сказал Вирджилу, чтобы тот не рассматривал программы по архитектуре в рамках предмета, а мыслил шире. Тогда еще неопытный Абло освоил 3D-программы и Adobe Suite, но вместо отрисовки строительных объектов начал создавать макеты футболок.
В 22 года Вирджил познакомился с рэпером Канье Уэстом — и это стало судьбоносным витком на его творческом пути. В 2009 году они вместе отправились в Париж, где Уэст подписал контракт на сотрудничество с Louis Vuitton для линейки именных кроссовок. «Я верил, что это будет еще одна глава в хип-хопе», — вспоминал молодой модельер.
Творческая команда Канье, включая Абло, стала одной из самых запоминающихся на Парижской неделе моды. Их совместное фото спустя годы разошлось по всему интернету: ведь тогда никто и представить не мог, что скоро лица с фотокарточки буквально захватят мир моды и музыки. Над фотографией шутили даже в «Южном парке».
Вместе с Канье Вирджил поступил на шестимесячную стажировку в культовый бренд Fendi. За свой труд он получал всего $500 в месяц, но зато смог изучить модный бизнес изнутри.
Вскоре Вирджил стал креативным директором рекламного агентства Donda, которое Канье назвал в честь своей матери. Работая с Уэстом, Абло объединял рэп, современное искусство и высокую моду. В 2011 году Канье назначил Вирджила арт-директором к выпуску совместного альбома с Jay-Z «Watch the Throne». За лучшее оформление музыкального альбома они получили премию «Грэмми».
В 2012 году Абло вместе с приятелями создали музыкальную команду Been Trill. Дизайнер увлекался диджеингом и раньше — в узких кругах говорили, что у него отличный музыкальный вкус. Он настолько любил это дело, что иногда гастролировал под псевдонимом Flat White.
Мультибрендовый фронтмен и активист
В 2012 году Абло основал свой первый лейбл одежды Pyrex Vision, который был задуман скорее как арт-проект, нежели модный бренд. Процесс производства был основан на апсайклинге: Вирджил покупал старые футболки Rugby Ralph Lauren по $40, потом печатал на них принты (слово Pyrex и цифру 23 — командный номер Майкла Джордана, которым он восхищался) и продавал по $550 за штуку. И на них находились покупатели. Уже через год Вирджил закрыл Pyrex и запустил новый проект — Off-White.
Первую коллекцию Абло представил в 2015 году. Бренд отличали крупные надписи, диагональные полосы и кавычки («[ ]»), которые символизировали отчуждение от общества и социальных норм. Вирджил создавал свою одежду для миллениалов и делал все, чтобы быть с ними на одной волне. «Моду создают не дизайнеры, а люди на улицах», — говорил дизайнер. Вещи его нового бренда носили мировые звезды, такие как Бейонсе, Рианна и Ники Минаж, а вслед за ними и состоятельные фанаты.
Главной площадкой для бренда стал Instagram: с его помощью Абло смог построить вокруг Off-White целое комьюнити. Дизайнер вспоминал свое сообщение соучредителю соцсети Кевину Систрому: «Вы позволили мне создать модный бренд без использования традиционной системы». На 29 ноября на модельера были подписаны 6,9 млн человек.
Абло успел посотрудничать с Nike — он создал для бренда уникальную коллекцию кроссовок под названием «The Ten», взяв за основу несколько классических моделей обуви и переделав их на свой лад. Кроме того, когда дизайнер был штатным сотрудником Канье, он принимал участие в работе над линейкой Yeezy.
Также индустрия запомнила его коллаборацию с Ikea для миллениалов, только обустраивающих свой дом: ковер с классическим узором и надписью «Keep Off» («Вход воспрещен») в России продавался за 39,9 тыс. рублей. Сейчас его перепродают за миллионы.
Дизайнер преподавал в престижной архитектурной школе Ассоциации в Лондоне, читал лекции в Гарварде и успевал принимать участие в социально-политической жизни — как сквозь творчество, так и напрямую.
В 2017 году на фоне подъема ультраправых настроений на Западе Вирджил присоединился к неоконцептуальной художнице Дженни Хольцер, чтобы вместе создать такой продукт одежды, который бы в точности отразил общественное переживание за мигрантов. Они выпустили оранжевую футболку, по цвету напоминающую спасательный жилет, с надписью «Я никогда не прощу океан». То была строка из работы писателя и художника Омида Шамса, бежавшего из Ирана в Европу.
После протестов Black Lives Matter в 2020 году модельер учредил стипендиальный фонд «Постмодерн». Ему удалось собрать $1 млн для студентов-афроамериканцев, которые хотели продолжать свой путь в моде. Для этого Абло устроил сбор средств: он продал две пары брендированных кроссовок с личным автографом.
Слава, Louis Vuitton и болезнь
Когда Off-White стал финалистом конкурса дизайнеров LVMH, перед Вирджилом распахнулись двери в мир высокой моды. В 2018 году Абло назначили новым художественным руководителем мужской линейки в Louis Vuitton. В том же году журнал Time включил его в список ста самых влиятельных людей в мире.
Вирджила видели не то гением дизайна, не то успешным менеджером с большими охватами в социальных сетях, аудиторией которых он умел манипулировать. И все же он полностью отдавался работе в Louis Vuitton. Его концепты становились одними из самых обсуждаемых в мире моде. После появления кинозвезд на красной дорожке «Золотого глобуса» в 2019 году его жилет из бисера стал самым ярким аксессуаром сезона.
Даже когда Абло госпитализировали, дизайнер все равно собирался поехать в Майами на выставку мужской одежды Louis Vuitton. Она состоится 30 ноября — Вирджил не дожил до нее буквально два дня.
Успевая строить головокружительную карьеру, Абло оставался примерным мужем (он был женат на своей школьной любви Шеннон) и отцом двоих детей — дочки Лоу и сына Грея. И это все при том, что он почти не бывал дома: рабочие поездки занимали у модельера до 320 календарных дней за год. Вирджил работал 24/7. Вместе со своим ноутбуком, который его друзья называли «эстетической библиотекой», Абло трудился где придется: в аэропорту, машине или прямо по дороге.
28 ноября 2021 года 41-летний Вирджил Абло скончался в результате продолжительной болезни. Врачи диагностировали у дизайнера редкую разновидность рака — ангиосаркому сердца, с которой он втайне боролся с 2019 года и перенес множество сложных хирургических вмешательств.
«Несмотря на все трудности, его трудовая этика, безграничное любопытство и оптимизм не поколебались. Вирджилом двигала его преданность своему делу и своей миссии — открывать двери для других и создавать пути к большему равенству в искусстве и дизайне. Он часто говорил: “Все, что я делаю, это для 17-летней версии себя”, глубоко веря в силу искусства вдохновлять будущие поколения», — написали близкие модельера.
━━━━━
Эльвира Асмакиян