Как техно объединило Германию и стало культовым музыкальным жанром
На этой неделе мир отпраздновал Всемирный день техно (9 декабря), а берлинские техно-диджеи обратились в ООН с просьбой наделить их творчество статусом нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Инициаторы обращения называют музыкальный жанр важным культурным явлением, которое помогло объединить людей после падения Берлинской стены. По этому поводу мы решили вспомнить, как зародился жанр, и разобраться, зачем немецким музыкантам нужен заветный статус.
Как зарождалось техно?
Жанр электронной музыки, которому характерны многочисленные сэмплирования, механические ритмы и повторяющиеся лупы, зародился в Германии в 1970-х годах. В то время как такового термина «техно» не существовало: берлинская электроника была популярна, однако за пределы страны не выходила и на привычный нам техно если и была похожа, то только отдаленно.
Современное же техно возникло благодаря симбиозу двух других жанров: детройт-техно и эйсид-хауса. Детройтское техно появилось в середине 80-х, когда трое друзей — Хуан Аткинс, Деррик Мэй и Кевин Сандерсон — объединили фанк, чикагский хаус, джаз и синти-поп. «Бельвиллской троице» удалось сделать жанр более танцевальным и подходящим для проигрывания в клубах. Эйсид-хаус впервые появился благодаря чикагским диджеям (DJ Pierre, Adonis, Farley Jackmaster Funk), которые начали микшировать элементы хауса с тяжелой музыкой и басом. Свой вклад в развитие культуры также внесли нелегальные лондонские рейв-вечеринки, культивировавшие смесь жанров.
Официально техно получило свое название лишь в 1988 году. Имя ему подарил сборник треков Techno! The New Dance Sound of Detroit в стиле детройт-техно. Эта компиляция познакомила Европу с Аткинсом, Мэйем и другими адептами жанра.
Падение Берлинской стены
В 1989 году немецкие диджеи WestBam и Dr. Motte открыли экспериментальную техно-площадку — клуб Ufo, а также организовали «Парад любви» (в дальнейшем проводился во многих городах мира и стал крупнейшим технофестивалем). 9 ноября того же года произошло падение Берлинской стены, которая разделяла город надвое практически 30 лет. Техно-музыка способствовала сдвигу общественного сознания, а ночные клубы и рейвы стали олицетворением свободы и единства для когда-то разделенного народа. Благодаря новому жанру социальные связи между тысячами берлинцев наконец были восстановлены.
Никакой диджейской культуры на Востоке не было. Если бы стена не рухнула, то я бы сбежал на Запад только ради того, чтобы стать диджеем. Сейчас это может показаться глупым, но тогда было так
一 DJ Jauche, Диджей, продюсер и промоутер, заставший музыкальную революцию в ГерманииВ середине 90-х берлинское техно стало настоящим культурным феноменом, породив немецкое рейв-движение и огромное количество музыкальных проектов. Берлин стал техно-столицей Европы, при этом сам жанр претерпел ряд изменений: музыка стала быстрее, безумнее и окончательно перестала ассоциироваться с другими музыкальными направлениями, отбросив остатки мелодичности.
В 1993 году берлинские музыканты и продюсеры Мориц фон Освальд и Марк Эрнестус основали лейбл Basic Channel, который определил звучание техно на многие годы вперед. Вернувшись к корням, они создали уникальный саунд берлинского техно, объединив минимал, эйсид и детройт-техно.
Как техно стало субкультурой и попало в университеты
В конце 1990-х и начале 2000-х на берегах реки Шпрее и в районах Фридрихсхайн и Кройцберг стали открываться легендарные берлинские техно-клубы вроде Berghain, Tresor, Watergate. Эти места стали меккой субкультуры техно с ее особенной философией. В ее основе заложена толерантность — в немецких клубах неважно, как человек выглядит, откуда родом и какой он ориентации. Что касается внешнего вида, то как такового дресс-кода у поклонников техно не было: в одно время они использовали глиттер и носили яркую одежду, в другое — только черные, готические образы.
В середине нулевых жанр перестал быть чем-то диковинным и постепенно стал частью мейнстрима — этому свидетельствует и то, что техно начали регулярно играть в ночных клубах Ибицы. В 2014 году техно попало в немецкую образовательную программу: в Берлинском университете искусств началась серия лекций под названием «Изучение техно. Эстетика и историография электронной танцевальной музыки».
Техно критикуют за связь с наркотиками
В 2014 году журналисты музыкального издания Rolling Stone писали о том, что берлинская техно-культура умирает, и заодно красочно описали наркотический хаос, происходящий в главном столичном клубе. Культовый Berghain, о котором шла речь в статье, многие называют церковью техно, а воскресные походы туда мессой — хоть с верой в бога это место никак не связано (если бог не Пол ван Дайк, конечно).
Критика, связанная с наркотиками, вполне объяснима: в начале 90-х власти европейских стран регулярно конфисковывали огромное количество запрещенных веществ на техно-рейвах и фестивалях. Гимном тогдашней электронной культуры был трек шотландской группы The Shamen «Ebeneezer Goode» с весьма символичным припевом: «eezer goode», что переводится на английский как «E’s are good», а на русский как «экстази — это хорошо».
[Редакция PostNews не поддерживает употребление алкоголя, табака и наркотиков]
Олдскульный диджей Алан Олдем (он же DJ T-1000) объяснил, что наркотики, по его мнению, — не следствие того, что людям нравится техно. «Жанр давно пора признать культурным достоянием, а не просто гедонистической вечеринкой или наркомузыкой. Это сильно поможет артистам и лейблам, в сохранении музыки», — заявил музыкант.
Зачем берлинским диджеям статус ЮНЕСКО?
Немецкий диджей Dr. Motte отправил заявку в ЮНЕСКО, чтобы техно получило статус нематериального культурного наследия — наравне, например, с танго, хороводом или капоэйрой. Пионер жанра объяснил, что это предоставит «более легкий доступ к государственным деньгам» и позволит помогать маленьким клубам и оказывать влияние на законы о строительстве и торговле.
Несмотря на то, что техно продолжает оставаться актуальным жанром и по сей день, просьбы о помощи Dr. Motte небезосновательны. В период с 2010 по 2020 год более 100 берлинских площадок были закрыты навсегда, так как цены на аренду или покупку помещения выросли более чем в два раза. Сейчас же власти Германии ввели новые ограничения из‑за распространения штамма «Омикрон». Клубы закрывать не стали, но танцевать в них запретили.
Миссия Dr. Motte выполнима?
Проявивший инициативу Dr. Motte искренне верит в то, что техно сможет заполучить статус культурного наследия, хоть и признает, что это может занять пять, а может и 10 лет. Проблемы могут возникнуть из-за того, что ЮНЕСКО не имеет прямых полномочий и прежде всего полагается на мнение городских властей, среди которых есть те, кто скептически относится к идее вручения данного статуса.
Тем не менее надежда на то, что заявка техно станет успешной, все же есть. В 2020 году Федеральный финансовый суд Германии признал техно музыкальным жанром, а правительство проголосовало за наделение ночных клубов статусом культурного учреждения, как у музеев и театров. Также о потенциальном успехе свидетельствует кейс регги, которому удалось попасть в список нематериального наследия ЮНЕСКО на Ямайке.
Участники кампании, в том числе Dr. Motte, подчеркивают, что они надеются запустить цепочку признания техно по всему миру. В планах немецких диджеев «выйти на всю Европу» и позаботиться не только о берлинском техно, но и других поджанрах.
━━━━━
Никита Прунков