Двери закрываются: к чему приведет реформа Шенгенской зоны?
14 декабря Еврокомиссия опубликовала план реформы Шенгенской зоны. По новым правилам, страны ЕС смогут при необходимости усилять контроль за внутренними и внешними границами на длительные периоды времени. Приверженцы изменений считают, что они укрепят ЕС. Но критики реформы называют ее первым шагом к разрушению главного достижения европейцев последних десятилетий — свободы передвижения. Разбираемся, что хочет поменять Еврокомиссия, зачем это делать и действительно ли передвигаться по Европе станет сложнее.
Что предлагает Еврокомиссия?
Реформа предусматривает, что органы Евросоюза и его члены получат больше возможностей по ужесточению контроля на границах в кризисных ситуациях. Причем это коснется не только внешних рубежей объединения, но и границ внутри Шенгенской зоны.
• Совет ЕС сможет быстро ограничивать въезд из-за рубежа или восстанавливать пограничный контроль внутри Шенгенской зоны при наличии общей угрозы безопасности или здоровью. Ограничения будут вводить на полгода с возможностью продления.
• Страны Шенгена смогут вводить и односторонние ограничения максимум на два года (но при «очень специфических обстоятельствах» их могут и продлить). Комиссия рассматривает это как крайнюю меру. В любом другом случае предлагается предпринять альтернативные варианты усиленного контроля — например, полицейские досмотры.
• Правительства смогут пересмотреть или заключить новые двусторонние соглашения реадмиссии, чтобы эффективнее решать проблему несанкционированных передвижений внутри Шенгенской зоны.
• В случае рукотворного миграционного кризиса страны ЕС смогут усилить охрану границы, в т.ч. с помощью дронов и датчиков движения, сократить число контрольно-пропускных пунктов и принимать заявки беженцев на убежище прямо на границе — все эти меры уже действуют на границе с Белоруссией. При необходимости органы ЕС будут оказывать им помощь в приоритетном порядке.
Нынешние правила тоже позволяют странам Шенгена восстанавливать контроль на внутренних границах. Однако они не затрагивают ситуации, когда ЕС сталкивается с угрозами здоровью. Кроме того, максимальный срок ограничений составляет всего полгода, а при непредвиденных обстоятельствах должен длиться не более двух месяцев.
Зачем реформировать Шенген?
Идея ужесточения правил Шенгенской зоны так или иначе возникала с 2015 года, когда ЕС пережил сильнейший в своей истории миграционный кризис из-за ближневосточных беженцев. Однако всерьез обсуждать это стали только после начала эпидемии COVID-19. Последней же каплей для европейцев, судя по всему, стал кризис на границе с Белоруссией — многие вошедшие в реформу положения «вдохновлены» именно им.
• «Миграционный кризис 2015 года, всплеск террористических атак на европейской земле и глобальная пандемия COVID-19 поставили под угрозу Шенгенскую зону. С помощью сегодняшних предложений мы укрепим эту "королевскую жемчужину", которая символизирует наш европейский образ жизни», — заявил вице-президент Еврокомиссии Маргаритис Схинас на презентации реформы.
• Европейский комиссар по внутренним делам Илва Йоханссон добавила, что страны Шенгена получат инструменты для совместной борьбы с внешними кризисами. В качестве примера она привела ситуации, когда мигрантов используют для политических целей.
• За изменение Шенгенской зоны активно выступает президент Франции Эммануэль Макрон — его страна начнет председательствовать в ЕС с 1 января 2022 года. Среди предлагаемых им мер было создание централизованного органа пограничного контроля по примеру еврозоны, усиление внешних границ и разработка механизма срочной помощи для кризисных ситуаций.
Передвигаться по ЕС будет сложнее?
Из предложений Еврокомиссии ясно, что новые правила должны применяться только в самых крайних случаях. Если все страны ЕС будут четко следовать букве реформы, то она окажет влияние только на страны, которые постоянно сталкиваются с напряжением на границах из-за мигрантов (Польша, Греция, Испания) или страдают от террористических атак (Франция).
Однако, по мнению специалистов, перемены оставляет слишком много простора для злоупотреблений. И вот это действительно может значительно осложнить передвижение внутри Евросоюза — причем не только для туристов, но и для самих европейцев.
В теории странам Шенгена ничего не мешает устанавливать пограничный контроль и сейчас — шесть из них ввели временные ограничения больше года назад и продолжают продлевать их, несмотря на предписания ЕС. Реформа фактически легализует подобную практику, позволяя государствам пользоваться ей на протяжении неопределенного периода времени.
Аналитик брюссельского Центра европейской политики Мари Де Сомер считает, что сценарий ужесточения правил передвижения в Шенгене может быть жизнеспособным.
«[После начала пандемии] произошел немедленный возврат к национальным границам и национальному образу мышления, — говорит она, — это прямо противоположно общеевропейскому подходу, которого следовало ожидать после десятилетий совместной работы в зоне без границ».
━━━━━
Виталий Рюмшин