«Мракобесие» или прогресс? Что такое новая этика и почему вокруг нее столько споров
На итоговой пресс-конференции Владимир Путин назвал новую этику «мракобесием», с которым необходимо бороться с помощью традиционных ценностей. «Я придерживаюсь традиционного подхода, что женщина — это женщина, мужчина — мужчина. Мама — это мама, а папа — это папа», — отметил президент. Отвечаем на главные вопросы о новой этике и рассказываем, в чем ее противоречивость.
Что такое новая этика?
Под новой этикой понимают масштабное изменение общественного сознания, включающее борьбу с любой формой дискриминации, то есть с расизмом, сексизмом, колониализмом и другими формами империализма.
Некоторые группы людей «угнетены» обществом из-за цвета кожи, разреза глаз, пола, сексуальной ориентации или состояния здоровья. Согласно идеям новой этики, общество обязано компенсировать эту несправедливость и предоставить им все возможности для реализации.
Эксперты пишут, что дискуссии о новой этике начались на Западе два-три десятилетия назад. При этом сама формулировка «новая этика» придумана в России, потому что вложенные в нее смыслы — новые для нашей страны.
Трогать других без разрешения, оскорблять или отказывать в работе из-за цвета кожи — все это обществом порицалось, но не всегда наказывалось. В этом и состоит разница прежних установок с новой концепцией.
В России активное обсуждение вокруг новой этики началось после статьи режиссера Константина Богомолова «Похищение Европы: 2:0», вышедшей в феврале этого года. Хотя заговорили об этих идеях еще несколько лет назад, на волне популяризации феминизма.
Что можно отнести к проявлениям новой этики?
Борьба с дискриминацией. Это любые формы ущемления по конкретному признаку: эйджизм, сексизм, расизм, гомофобия, эйблизм. Любое опрометчивое высказывание, задевающее чувства меньшинств, могут расценить как прямое оскорбление, а автора «отменить».
Борьба с харассментом. Манифестом этого направления стало движение Me Too, появившееся в 2017 году. В рамках общественной кампании женщины со всего мира рассказывали об эпизодах сексуализированного насилия над собой. После волны откровенных заявлений последовала череда публичных обвинений и судебных процессов. В некоторых странах приняли законы, предполагающие наказание за домогательства.
Социальная справедливость. Соблюдение интересов всех социальных групп — одно из главных направлений новой этики. Оно может выражаться в появлении большого количества этнически разнообразных актеров в киноиндустрии, интенсивной поддержке меньшинств в компаниях и половом равенстве в верхах. Такие меры должны помочь справиться жертвам предрассудков с карьерными трудностями.
Культура отмены. Харассеров или тех, кто позволил себе неприемлемое высказывание, не всегда можно наказать по закону. Поэтому общество берет это «ношу» на себя: виновников начинают банить, засыпать спамом, разрывать с ними контракты, или «отменять». Одни из самых известных жертв «отмены» — продюсер Харви Вайнштейн, киноактер Кевин Спейси и писательница Джоан Роулинг.
В чем проблема новой этики?
Следуя принципам новых идей, общество само же ими пренебрегает. Сначала оно защищает афроамериканцев и возводит женщин на руководящие должности, а потом посягает на права белых гетеросексуальных мужчин — к такому выводу пришел Джон Феффер, автор и соруководитель внешней политики Института политических исследований. Светлокожий юноша превращается в потенциального насильника и женоненавистника. Так, «новая этика» уходит от одних форм дискриминации, проповедуя равенство, и затем приходит к другим.
Тема харассмента тоже становится довольно противоречивой, ведь спустя десятилетия любая женщина может вспомнить об эпизоде и расценить его как сексуализированное насилие — потрогал за коленку, прихватил за талию. Такое показание может превратиться в злоупотребление и «испачкать» репутацию честного человека. Согласно исследованиям, из всех заявлений о харассменте ложными оказались 2%.
Более того, новые стандарты могут привести к цензуре. Джоан Роулинг подверглась жесткой критике, травле и «отмене» за ее высказывание о «менструирующих людях». Таким образом свобода слова и самовыражения может обернуться против самих же авторов, считает писатель и антрополог Нестор Пилявский.
Ранее дискриминируемые социальные группы пользуются своим положением и совершают поступки, которые теперь им позволительны. Так, на волне протестов BLM афроамериканцы ходят по улицам и громят магазины, а тем же временем в США выходит книга, оправдывающая этот вандализм.