«Люди пытаются исключить любого, с кем не согласны»: что не так с «культурой отмены»?
Американский актер Джонни Депп выступил против «культуры отмены», назвав ее несправедливым явлением, вышедшим из‑под контроля, а самого себя — ее жертвой. Депп лишился ролей и контрактов после обвинений в домашнем насилии, которые выдвинула против него бывшая жена Эмбер Херд. Кэнселинг произошел еще до того, как было вынесено решение суда, и несмотря на контраргументы актера — о том, что он сам подвергался харассменту со стороны супруги. Кейс Деппа для многих стал подтверждением того, что с «культурой отмены» что-то пошло не так: «под каток» могут попасть люди, чья вина еще не доказана. Попробуем разобраться, в чем заключается суть кэнселинга и почему в последнее время к нему так много вопросов.
Культура отмены: краткий ликбез
Cancel culture или «культура отмены» — это современная форма остракизма, которая заключается в бойкотировании публичных фигур и компаний из-за их проступков. Кэнселинг может последовать за некорректные высказывания или поведение, сексизм, расизм, гомофобию и т.д., причем зачастую без оглядки на то, когда и при каких обстоятельствах это случилось. Человека в буквальном смысле «отменяют» — например, удаляют из соцсетей или вырезают из уже отснятых фильмов.
Само слово «отмена» в отношении человека впервые прозвучало в фильме «Нью-Джек-Сити» 1991 года. В одной из сцен разгневанный персонаж Уэсли Снайпса бросает свою девушку на стол и говорит: «Отмените эту сучку. Я куплю новую». В 2014 году фразу «Ты отменена» произнес музыкант Циско Розадо в телешоу «Любовь и хип-хоп: Нью-Йорк» — таким образом он хотел избавиться от своей излишне эмоциональной спутницы. Вскоре это выражение «пошло в народ» и завирусилось в интернете.
Кэнселинг как интернет-феномен зародился в начале 2010-х в Tumblr: паблики вроде Your Fave is Problematic (англ. «К твоему любимому [селебрити] есть вопросы») начали выносить на свет неприятные факты о знаменитостях и призывать их к ответу. Поэтому «культуру отмены» еще называют call-out culture — «культура вызова».
Настоящая эпоха кэнселинга началась в 2017 году, ее катализатором стало движение #MeToo. Первым был «отменен» продюсер Харви Вайнштейн — после массовых обвинений в сексуальных домогательствах его уволили из собственной же компании, а через несколько лет приговорили к тюремному сроку. В том же 2017-м в харассменте обвинили актера Кевина Спейси и комика Луи Си Кея.
R'n'B-певец R Kelly, актер Билл Косби, покойный «король поп-музыки» Майкл Джексон, писательница Джоан Роулинг — это далеко не полный список селебрити, которые также подверглись кэнселингу. Кто-то (как телеведущая Эллен Дедженерес) был «отменен» и лишился работы, кто-то продолжил сниматься в Голливуде как ни в чем не бывало (например, актер Крис Пратт).
Что не так с «культурой отмены»?
С годами «культура отмены» эволюционировала и из инструмента борьбы за справедливость превратилась в настоящее средство травли, уничтожения чужой репутации. Поэтому теперь люди призывают отменить кэнселинг и пересмотреть список знаменитостей, которых «отменили» несправедливо.
Кэнселинг — это цензура
Журнал Harper's Magazine в июле 2020 года опубликовал открытое письмо, в котором призвал отменить «культуру отмены», поскольку она способствует цензуре. Под документом подписались более 150 ученых, журналистов, писателей, общественных деятелей — включая Гарри Каспарова, Фрэнсиса Фукуяму и Ноама Хомски.
Проблема с кэнселингом заключается в том, что мера наказания за простые высказывания и за реальные преступления зачастую оказывается одинаковой, указывает автор Telegram-канала «Росфемнадзор» Анна Федорова: «Одно дело — если человек, например, бил своих жен <...> Но призывать не печатать Роулинг за ее слова — это чудовищный абсурд».
«Культура отмены» используется как политическое оружие
Бан экс-президента США Дональда Трампа в Twitter был воспринят его сторонниками как отличный пример «культуры отмены». По их мнению, кэнселинг — это оружие активистов левого толка, которые пытаются попрать свободу слова тех, кто придерживается альтернативной (более правой, консервативной) точки зрения. И даже попытку импичмента Трампа описывали в категории «конституционного кэнселинга» президента.
Движение стало токсичным и больше не борется за добро
Журналистка The New York Times Лоретта Росс писала о «культуре отмены» как о форме буллинга: «Вместо того, чтобы сфокусироваться на проблемах дискриминации и несправедливости, люди пытаются исключить любого, с кем они не согласны». По ее мнению, «культура отмены» глубоко токсична, а сторонники кэнселинга используют ее, чтобы заслужить уважение среди таких же, как они.
С этим же мнением согласился и бывший президент США Барак Обама: «Если я твитну, что ты сделал что-то неправильно, использовал не то слово, — то я могу расслабиться и гордиться собой. Я подумаю: “Чуваки, посмотрите, какой я прогрессивный! Я его отменил”. Но это же не активизм».
А как дела с кэнселингом в России?
В России также ведутся дискуссии о «культуре отмены», «новой этике» и институте репутации. Но, в отличие от США, статус человека, как правило, перевешивает его проступки — в результате волна осуждения на некоторое время поднимается в соцсетях, но полный кэнселинг не наступает.
• В 2018 году три журналистики попытались «отменить» председателя комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого, обвинив его в сексуальных домогательствах. Им удалось добиться недолгого бойкота депутата в СМИ, однако позже Слуцкий публично извинился перед теми, кому он «когда-либо вольно или невольно причинил любые переживания», а комиссия Госдумы по этике не нашла никаких нарушений в его поведении.
• Кейс телеведущей Регины Тодоренко считается первым настоящим примером кэнселинга в России. Девушка поплатилась за фразу «А что ты сделала для того, чтобы он тебя не бил?», произнесенную в адрес жертв домашнего насилия. Тодоренко лишили звания «Женщина года» по версии Glamour, а Pampers и PepsiCo расторгли с ней контракты. Однако вскоре она выпустила документальный фильм, посвященный проблеме домашнего насилия, и позже скандал был замят.
• В России также пытались «отменить» Марата Башарова (за насилие по отношению к женщинам), YouTube-шоу Comment Out (за шутки о Белоруссии и протестах в Хабаровске), ритейлера «ВкусВилл» (за публикацию и последующее удаление рекламы с участием ЛГБТ-пары), журналиста Сергея Минаева (за то, что был резок с беседе с феминистками), рэпера Тимати (за клип про Москву) и многих других. Никакого значительного урона — финансового или репутационного — эти люди и компании не понесли.
━━━━━
Никита Прунков