Соленья, песни и а-а-автомобиль: во что превратилось «Поле чудес» и что его ждет дальше
Как и большинство телешоу на российском телевидении, «Поле чудес» было создано по мотивам зарубежного аналога еще в конце XX столетия. С тех пор передача стала одной из самых популярных в стране — каждую пятницу россияне в семейном кругу собирались посмотреть на гостей, которые съезжались с самых разных регионов, чтобы подарить Леониду Якубовичу очередную порцию солений и сувениров. И вот, спустя почти три десятка лет передачу решили перезапустить. Рассказываем, как «Поле чудес» стало важной частью истории российского телевидения и что его ждет в ближайшее время.
Французский или американский аналог
Существует несколько версий создания «Поля чудес» в России. Согласно первой, неофициальной, весной 1990 года съемочная группа программы «Взгляд», включая ведущего Владислава Листьева и руководителя передачи Анатолия Лысенко, отправилась во Францию, чтобы снять там прямой эфир. Тогда они и увидели необычное французское телешоу «Колесо фортуны», которое, в свою очередь, было аналогом американской телевикторины Wheel of Fortune, придуманной еще в 1970-е.
В ходе программы участники крутили разноцветное колесо, а за правильно угаданные буквы получали деньги. Листьев записал в блокнот главные правила викторины и забрал его домой. Через полгода на российском телевидении появилось шоу с вращающимся колесом и такой же игрой, в которой необходимо угадать слово.
Правда, эту версию сами создатели толком не комментировали. Только вдова Листьева Альбина Назимова спустя годы в интервью рассказала, что на момент выхода «Поля чудес» авторы шоу ничего не знали о «Колесе фортуны».
Вторая версия гласит, что консультант Листьева Алексей Мармулев составил для ведущего будущей развлекательной передачи список идей о том, каким может быть новое телешоу. В их число как раз вошло американское Wheel of Fortune. В итоге, по словам создателей, из «Колеса фортуны» авторы взяли крутящийся барабан и викторину, а из другой западной передачи The Price is Right — черный ящик. Так и появился синтезированный хит на грядущие три десятилетия.
В 1995 году «Коммерсант» писал, что «Поле чудес» хотело получить лицензию на показ от компании King Bros., владеющей правами на Wheel of Fortune, но зарубежный медиагигант не выразил в этом особой заинтересованности.
«Строительство» шоу
Название программы появилось почти сразу, вспоминал другой ведущий канала Игорь Угольников: «Я закричал „Поле чудес в стране дураков!“, что-то такое. Мы же закапываем золотые монетки! Влад сказал: „Поле чудес! А дальше молчите“». Оборудование собиралось буквально из того, что было — для декораций нашли старую технику, которую потом разукрасили, черный ящик сделали из кофра для баяна, рассказывала звукорежиссер программы Татьяна Дюжикова.
С 1990 по 1991 год телешоу вел журналист Владислав Листьев — правда, поначалу он хотел отказаться от должности ведущего, настаивая на своей роли как продюсера. Кроме того, он оставался ведущим программы «Взгляд», выходившей сразу же за викториной. Однако замены на «Поле чудес» ему не нашлось, поэтому Листьев пообещал отработать на нем год, поставить викторину «на ноги», а потом уйти.
Для призового фонда «Поля чудес» Листьев чуть ли не выпрашивал бизнесменов принять финансовое участие — предприниматели шли на встречу, но только из уважения к ведущему. Листьев лично ездил на завод в Тольятти на АвтоВАЗ, чтобы забрать оттуда автомобиль для шоу. Также телевикторину поддержали американские компании B&D и Coca-Cola, а также латвийский производитель парфюмерии Dzintars.
Примечательно, что в первых выпусках передачи участники угадывали слово без каких-либо наводящих подсказок, то есть просто открывали буквы. Это то, как работает игровая механика Wheel of Fortune. Но позже задания от ведущего все же внедрили. Слова для викторины подбирала редактор Наталья Чистякова — на тот момент выпускница филфака. Она же открывала буквы и в первое время выносила призы.
Кроме того, выпуски снимались друг за другом — это позволило сделать «Поле чудес» еженедельным, что стало новинкой для российского телезрителя, привыкшего к ежемесячной периодике любимых передач.
Как в «Поле чудес» появился Якубович
Владислав Листьев по-прежнему стремился вернуться к своей основной работе — к передаче «Взгляд», где он оставался ведущим и корреспондентом. Порой политически неравнодушная натура прорывалась в Листьеве прямо во время «Поля чудес»: он мог спросить, где был участник викторины во время августовского путча и писал ли он письмо о поддержке Борису Ельцину.
В итоге Листьев все-таки решил покинуть шоу и приступил к поискам нового «фронтмена» передачи. Для этого он звал потенциальных претендентов и оставлял их после передачи со зрителями, которые и должны были выбрать ведущего. Но ни одну кандидатуру Листьев не одобрил.
В 1991 году Владислав Листьев случайно вспомнил про Леонида Якубовича, с которым он познакомился еще в 80-х годах. К тому моменту 45-летний Якубович успел поработать токарем на авиационном заводе, сценаристом, ведущим конкурсов красоты и аукционов, а еще он около девяти лет играл в КВН. Без малейшего опыта работы на ТВ Якубович в итоге оказался на «Поле чудес». Как бывший аукционист, он мастерски раскачивал зал и выдерживал многочасовую запись выпусков — все это убедило Листьева в правильно сделанном выборе.
После ухода Листьева Якубович решил изменить концепцию программы — он сместил акцент с угадывания слов на истории участников, таким образом «очеловечив» шоу. Ход съемок Якубович тоже перестал контролировать на этапе самой записи, но зато потом внимательно их отсматривал на монтаже.
Как телевикторина превратилась в посиделки
Менее чем за два года передача стала самой просматриваемой на телевидении СНГ. К середине 90-х аудитория программы возросла до 200 млн зрителей. Шоу обрело такую популярность, что начало издавать собственную газету и вдохновило (неофициальную) онлайн-игру. А «рекламная пауза», произносимая ведущим из выпуска в выпуск, стала протомемом.
Еще когда Листьев был ведущим, он не переставал удивляться успеху шоу: «Я не знаю, за что полюбили эту программу. Честно говорю, не представляю. Никакой студии, я в каком-то свитерочке совершенно одеревенелый, безумное самодельное табло. Ужас, сельский клуб».
В 2009 году, когда вышел тысячный выпуск «Поля чудес», крутящийся барабан превратился в скатерть-самобранку, вокруг которой развернулись песни с плясками. С тех пор формат передачи не сильно изменился — он все так же напоминает сельскохозяйственную ярмарку, на которую приезжают приглашенные жители регионов. Они показывают свои рукодельные сувениры, выставляют на сцену поющих внуков, дарят Якубовичу ушанки и банки с соленьями — и все это отправляется в музей «Поля чудес».
«Поле чудес» 2.0
30 ноября Первый канал заявил о смене названия и формата «Поля чудес». По замыслу, ведущим и художественным руководителем должен был остаться Леонид Якубович. При этом Первый канал решил не продлевать контракт с компанией «ВИД», которая занималась производством викторины все это время, из-за «изменившихся условий договора».
Планировалось, что после перезапуска программа будет называться «Наше Поле Чудес», а вещатель получит лицензию компании CBS на модель «Колеса Фортуны». Однако 24 декабря Первый канал сообщил, что будет самостоятельно производить шоу, а также сохранит старый формат и название. «ВИД» же передаст каналу весь архив программы — это более полутора тысяч выпусков.