Что такое файлы cookie и что случится, когда их не станет?
Google и Meta получили штрафы во Франции на €150 млн и €60 млн соответственно за нарушение правил использования cookies. Помимо штрафа, компании обязаны предоставить пользователям способ быстрого отказа от использования этих файлов. Google и Meta должны сделать это в течение трех месяцев, каждый просроченный день будет прибавлять €100 тыс. к сумме штрафа. Зачем вообще нужны файлы cookie и почему к ним много претензий? Разбираемся.
Зачем нужны cookies?
Cookies (от англ. «печенье») — это небольшие текстовые файлы, которые браузер хранит на вашем устройстве. В них содержится уникальная комбинация символов, которая используется как личный идентификатор. Благодаря cookie-файлам сервисы могут отличать посетителей и, следовательно, выдавать вам именно вашу информацию. Так они запоминают входы в аккаунты, местоположение, язык, валюту, версию ОС и браузера, клики, переходы и др. Эти сохраненные данные делают взаимодействие с сайтом более простым и удобным. Например:
• С помощью файлов сookie сайт запоминает ваш логин и пароль, благодаря чему в следующий раз не придется заново авторизоваться.
• Благодаря «печенькам» браузер знает ваши базовые настройки (язык, регион, стиль оформления страницы и др.), и их не нужно каждый раз настраивать.
• Cookies делают онлайн-шопинг комфортнее: сайт сохраняет товары в корзине, чтобы к ним можно было вернуться в следующую сессию, а также рекомендует позиции, которые могут вам понравиться.
Существует несколько версий:
• Файлы напоминают китайские печенья, которые тоже содержат в себе информацию — предсказания.
• Создатель cookies Лу Монтулли взял за основу термин magic cookie, который уже использовался в те времена и обозначал пакет данных, которые программа получает и отправляет обратно без изменений.
• Некоторые считают, что название пришло из сказки «Пряничный домик» про Гензель и Гретель. Дети смогли отметить свой путь через темный лес, бросив за собой крошки печенья. Этот вариант иллюстрирует, как cookies могут отслеживать пользовательскую активность.
Cookies нужны не только пользователям, но и самим компаниям. С их помощью они могут анализировать аудиторию и показывать релевантную рекламу. Есть несколько типов cookies:
• Сессионные (временные). Они удаляются сразу же, как только пользователь закрывает свой браузер (или если он неактивен некоторое время). Такие cookies, например, используют сайты онлайн-торговли, чтобы клиент мог продолжать поиск, не теряя того, что уже положил в «корзину».
• Постоянные. Они остаются, даже если браузер закрыт. У таких cookies ограниченный, но долгий срок действия. Они запоминают пароли, логины и прочую информацию, чтобы пользователю не приходилось повторно ее вводить.
• Сторонние. Этот тип файлов обычно появляется, когда страницы содержат контент с внешних сайтов, например, счетчики Google Analytics или рекламные баннеры. Они открывают возможности для отслеживания истории посещений и определения предпочтений, а рекламодатели используются эту информацию для показа рекламы.
Сторонние cookies стали серьезной угрозой для конфиденциальности пользователей. Так, по словам обозревателя The Washington Post Джеффри Фаулера, за неделю браузер Google Chrome на его компьютере получил запросы на сохранение 11 тыс. cookie-файлов, что делает из него настоящую «шпионскую программу».
Что не устраивает регуляторов?
За последние несколько лет во многих странах ужесточили законодательство в области персональных данных: GDPR в Европе, 152-ФЗ «О персональных данных» в России, LGPD в Бразилии приводят более строгие требования к работе с cookies. В частности, сайты обязаны уведомлять пользователей о сборе этих файлов.
Французская комиссия по делам информационных технологий и правам человека оштрафовала Google и Meta на €150 млн и €60 млн за нарушение правил использования cookies. Пользователи пожаловались, что для отказа от файлов нужно сделать несколько действий, а для их принятия — всего лишь одно. Европейских регулятор считает, что отклонить предложение должно быть так же просто.
Первый крупный штраф из-за cookies выписали в 2019 году: тогда испанскую авиакомпанию Vueling оштрафовали на €30 тыс. за невозможность пользователям сайта отказаться от использования необязательных cookie-файлов.
Что еще не так с cookies?
Сами по себе файлы cookie безвредны. Они хранятся на устройствах в виде текстовых файлов и не могут запускать какие-либо процессы в операционной системе. Но при определенных условиях cookies могут перехватить злоумышленники, в результате чего вы окажетесь жертвой мошенничества, а ваше устройство получит вредоносное ПО или спам. Чтобы обезопасить себя, важно соблюдать несколько несложных правил:
• Не заходите на страницы, использующие незащищенное подключение (HTTP вместо HTTPS).
• Избегайте ресурсов с большим количеством рекламы.
• Если вы не уверены в надежности сайта, используйте режим инкогнито: он удаляет все cookie-файлы после окончания сессии.
• Старайтесь не устанавливать сторонние плагины.
• Не вводите персональные данные на сомнительных интернет-ресурсах.
• Перед совершением покупки в интернет-магазине читайте отзывы клиентов, чтобы удостовериться в безопасности операции.
• Используйте VPN. Это обеспечит безопасное, зашифрованное подключение и защитит ваш IP-адрес и данные геолокации от передачи веб-сайту и вашему провайдеру.
• Вместо поисковых систем Google или «Яндекс» вы можете использовать DuckDuckGo, который не отслеживает ваши действия.
«Эпоха cookies подходит к концу»
Из-за скандалов, связанных с приватностью пользователей, многие браузеры уже начали отказываться от сторонних cookies в пользу альтернатив вроде FLoC, SKAdNetwork и Server-side Tagging. Сессионные и постоянные cookies, которые помогают взаимодействовать с сайтом, никуда не денутся. А вот сторонние, которые накапливаются и обмениваются информацией в рекламных целях, скорее всего окончательно пропадут. Google планировал отказаться от них уже в этом году, но перенес решение до конца 2023-го.
Потеря сторонних cookies вряд ли станет трагедией для рядового пользователя — напротив, многие из нас будут чувствовать себя куда безопаснее в сети. Потенциальной проблемой уход технологии с рынка может стать для маркетологов и работников рекламной сферы. Эксперты считают, что уже в ближайшее время бюджеты сосредоточатся в руках крупных игроков вроде Google и Meta, а небольшие рекламные площадки потеряют привлекательность из-за скромных охватов.
Американский специалист по контенту Тим Гломб назвал файлы cookie устаревшим и не совсем честным методом сбора данных. По его словам, пользователи стали чаще задумываться о том, кто собирает их данные, какая часть их поведения отслеживается и что компании делают с этой информацией. «Эпоха cookies подходит к концу, — считает он. — Это не значит, что компаниям придется отказаться от персонализации, — просто пришло время для нового, лучшего подхода».
━━━━━
Никита Прунков