«Черный четверг»: как Байден вступил в битву за «душу Америки» и проиграл ее за один день
Для кого-то 2022 год — символ надежд на позитивные перемены и новые свершения, но Джо Байден явно не входит в число этих людей. Накануне первой годовщины правления поводов для оптимизма у него все меньше и меньше. Особенно это стало заметно после «черного четверга», разом похоронившего сразу несколько ключевых инициатив американского президента. Рассказываем, что случилось 13 января и почему этот день, возможно, войдет в историю как худший за все время правления Байдена.
Крайне непростой год
Байден вступает в новый политический сезон не в самой лучшей форме. Президент США до сих пор не может отойти от неудачного 2021 года — его рейтинги продолжают падать, а ключевые инициативы буксуют.
Команда Байдена раз за разом демонстрирует неспособность адекватно отвечать на политические и экономические вызовы, что заставляет американцев все больше сомневаться в ее компетентности. А «вишенкой на торте» обещают стать грядущие промежуточные выборы в Конгресс, которые могут утянуть на дно и президента, и его партию.
На фоне накапливающихся проблем Байдену требовались новые победы — именно ради них президент пошел в решительное наступление против коронавируса и политических противников в Сенате.
Администрация президента решила бороться с ковидом путем обязательной вакцинации — в ноябре прошлого года она издала указ о введении этой меры для крупных компаний и тут же столкнулась с волной критики и судебных исков.
В январе же Байден лично взялся за обещанную масштабную реформу избирательной системы, о которой говорят еще с прошлых выборов. Вместе с ней он твердо нацелился протащить и отмену правила филибастера в Сенате, что позволило бы демократам избавиться от необходимости учитывать мнение республиканцев при принятии законов.
Демократы начали продвигать реформу избирательной системы после скандала с предполагаемыми подтасовками на прошедших президентских выборах. Они предлагают ввести электронный учет избирателей, установить федеральные стандарты организации выборов (сейчас это делают штаты), обязать местные власти согласовывать изменения с центральным правительством и т.д.
Пока что партия Байдена контролирует обе палаты Конгресса и может сравнительно беспрепятственно протащить эту реформу. Однако ей мешает сенатское правило филибастера, которое позволяет оппозиционному меньшинству бесконечно долго «забалтывать» любые законодательные инициативы.
Чтобы закончить филибастер, демократам требуется 60 голосов из 100, но у них есть только 50 плюс один решающий голос вице-президента. Другой вариант преодолеть его — полностью отменить филибастер. Для этого им достаточно заручиться простым большинством голосов.
Очень плохая неделя
Момент истины для Байдена наступил на этой неделе. 11 января президент США приехал в город Атланта с речью за отмену филибастера. Свое пламенное и необычно жесткое выступление он охарактеризовал как «битву за душу Америки». Правда, с жесткой тональностью Байден все же перестарался, сравнив всех противников отмены филибастера с известными расистами и сегрегационистами прошлого.
«История будет судить каждого члена Сената за его позицию перед голосованием и после него. Выхода нет. Давайте вернемся к работе. Как вы хотите, чтобы вас запомнили? Вы хотите быть на стороне [Мартина Лютера] Кинга или Джорджа Уоллеса? Вы хотите быть на стороне Джона Льюиса или Булла Коннора? Вы хотите быть на стороне Авраама Линкольна или Джефферсона Дэвиса? Настал момент решать», — заявил Байден с трибуны.
Речь закономерно взбесила республиканцев, и не только их. Отмену филибастера не поддерживали и сенаторы-центристы из демпартии. Самым активным противником этой меры оставался давний оппонент президента Джо Манчин, который до этого уже топил законодательные инициативы Байдена.
Однако в этот раз его планы разрушил не Манчин, а сенатор Кирстен Синема. В четверг, 13 января, она публично выступила против отмены филибастера — причем сделала это буквально за несколько минут до прибытия Байдена, который лично отправился в Капитолий, чтобы поддержать демократов.
«Законы [о реформе избирательной системы] лечат симптомы заболевания, но они не могут полностью справиться с самим заболеванием. И хотя я продолжаю поддерживать эти законы, я не поддержу отдельные действия, которые ухудшают основную проблему раскола, поразившего нашу страну», — сказала она.
Демарш Синемы окончательно похоронил надежды демократов на получение большинства в Сенате и больно ударил по Байдену, который рискнул своей репутацией ради отмены филибастера и ничего от этого не получил. Но на этом его злоключения не закончились. Не успел президент отойти от «измены» сопартийцев, как ему нанесли еще один удар — уже со стороны Верховного суда.
Консервативные судьи покусились на самое «святое» достижение администрации Байдена, заблокировав его ноябрьское распоряжение об обязательной вакцинации. Они сочли, что указ дает Управлению по охране труда слишком большие полномочия в сфере здравоохранения — и все это на фоне рекордной заболеваемости коронавирусом, которая в разы превышает даже показатели времен Трампа.
И просто ужасный день
Провалы кампании против филибастера и введения обязательной вакцинации застали президента врасплох. Вместо триумфального визита на Капитолийский холм вечером 13 января, Байдену пришлось приободрять сторонников неловкими обещаниями бороться дальше. На новости о вакцинации он отреагировал лишь письменным пресс-релизом, в котором выразил разочарование решением Верховного суда.
На фоне сдержанного тона президента его противники вовсю празднуют победу. Глава республиканского меньшинства Митч Макконнелл назвал выступление Синемы «актом политического мужества», который «спас Сенат как институт». А экс-президент Дональд Трамп не поскупился на похвалы в сторону Верховного суда, оградившего экономику «от дальнейшего уничтожения».
В свою очередь, консервативные комментаторы выступают менее сдержанно и почти открыто злорадствуют над неудачным днем Байдена.
«Мы приближаемся к концу одного из самых плохих дней президентства Джо Байдена, который наступил после 357 остальных ужасных дней», — прокомментировал события 13 января обозреватель телеканала Fox News Шон Хеннети.
Не отставала от него и другая звезда консерваторов Лора Ингрэм, назвавшая прошедшую неделю худшей для президента США со времен Уотергейтского скандала 1972 года.
«Давайте посмотрим правде в лицо. Когда ваш рейтинг колеблется в районе 33%, как у Джо Байдена, вы потеряли свое влияние. Без решительных перемен вы фактически хромая утка», — заключила она.
━━━━━
Виталий Рюмшин