Anna Zinchyn/Shutterstock
Anna Zinchyn/Shutterstock

Весь мир подсел на Wordle. Как простая игра покорила миллионы пользователей?

Там нет рекламы, push-уведомлений, и она не собирает персональные данные. Но главная фишка — незамысловатый геймплей

В конце декабря 2021 года Twitter захватили схемы из серых, желтых и зеленых квадратиков, которые сопровождались странным сочетанием цифр. Причина массового помешательства — новая словесная веб-игра Wordle. Спустя несколько месяцев The New York Times купила головоломку за «семизначную сумму». Почему простейшая игра привлекла внимание миллионов пользователей, как в нее играть и есть ли какие-то стратегии? Разбираемся.

Что такое Wordle и кто ее придумал?

Wordle — это простая игра, в которой пользователю надо угадать «слово дня» из пяти букв. Ее создал бруклинский программист Джош Уордл. В интервью The New York Times он рассказал, что придумал прототип игры еще в 2013 году, однако тогда его друзья идею не оценили, и он отложил ее в долгий ящик. А точнее — до локдауна 2020 года.

Карантин разработчик проводил со своей девушкой, и в свободное время они разгадывали головоломки и кроссворды. Чтобы разнообразить досуг и порадовать возлюбленную, Джош решил придумать свою веб-игру в слова. Девушка и близкие протестировали квиз, после чего Уордл сделал ссылку доступной для всех пользователей.

1 ноября 2021 года над Wordle ежедневно ломали голову 90 человек, а к середине января 2022-го число игроков превысило 2 млн. Теперь в Wordle играют буквально все — комик Джимми Фэллон делает это прямо в эфире своего вечернего шоу.

Как в нее играть и есть ли какая-то стратегия?

Правила игры предельно просты — нужно угадать слово из пяти букв, которое скрывается за белыми квадратами. Всего есть шесть попыток. После каждой догадки ячейки меняют цвет: они становятся серыми, если указанных букв в слове нет, желтыми — если буквы есть, но стоят не на своем месте, и зелеными, если буквы верны и находятся там, где надо. За день в Wordle можно сыграть только один раз.

Скриншот: powerlanguage.co.uk/wordle/
Скриншот: powerlanguage.co.uk/wordle/

В Wordle все игроки отгадывают одно и то же слово. Пользователи активно делятся «зашифрованной» версией своих ответов в Twitter — вместо слов в ней видны раскрашенные квадраты (так сгенерирован репост), соответствующие буквам. Цифры в подписях обычно обозначают порядковый номер головоломки и число попыток, которые понадобились для решения.

У Wordle уже появилась версия на русском языке, которую разработал пользователь Twitter Александр Белоусов. Она работает аналогично оригиналу.

Для новичков в игре СМИ уже начали публиковать советы. Журналисты отмечают, что логично начать партию со слова, в котором используются несколько разных гласных и распространенных согласных. В английской версии это могут быть слова raise, media, radio. Кстати, для российского Wordle слова «медиа» и «радио» тоже подойдут.

Не используйте буквы, которые стали серыми. У вас всего шесть попыток, и нужно попробовать максимальное количество уникальных сочетаний. В Wordle можно вписывать только реальные слова — комбинации вроде «аоиеу» не подойдут. Одна буква может повторяться в слове несколько раз, так что будьте внимательны.

Пользователь Twitter под ником Quantian поделился алгоритмом, который поможет прийти к правильному варианту ответа: сначала всегда нужно вбивать слово «raise» («поднимать»), а дальше следовать одному из паттернов в табличке.

Из-за чего игра так популярна?

Джош Уордл считает, что ажиотаж вокруг игры вызван ее простотой: она бесплатна, не имеет своего приложения, не показывает рекламу, не отправляет push-уведомления, не продает подсказки и не собирает персональные данные пользователей. «Людям нравятся вещи, которые ничего от них не требуют», — рассказал программист в интервью TechCrunch.

Популярность Wordle можно связать с любовью большинства пользователей к незамысловатым играм вроде шарад, кроссворда или судоку. Американский телеведущий Адил Рэй уверен, что игра обрела успех благодаря своему аналогу из 80-х — шоу Lingo. В России же ассоциации с игрой может вызвать программа «Поле чудес».

Вовлеченность увеличивает и то, что играть можно всего один раз в день. Wordle стала отличным инструментом, чтобы отвлечься от работы и немного размять мозги в свободное время, считает профессор и руководитель отдела технологий гейм-дизайна Стаффордширского университета Крис Хедлэнд.

У Wordle уже есть подражатели

Скопировать игру Уордла совсем несложно — в разработке она достаточно проста, а сам программист не регистрировал торговую марку. Уордл объяснял, что бизнес его не интересует, как и предложения инвесторов, которые он уже не раз отклонял: «Мне нравится создавать интересные вещи, бизнес — нет».

Тем не менее есть и те, кто решил монетизировать идею бруклинского разработчика. 10 января Зак Шеккед рассказал в Twitter, что запустил приложение Wordle для iOS: за $29,99 в год пользователи получили бы неограниченное количество слов. Но все пошло не по плану — Apple моментально отреагировала на распространение клонов и удалила их. Российская версия Wordle тоже создана неофициально, но доступна бесплатно.

Но все-таки Уордл продал игру

На фоне огромной и прибыльной индустрии мобильных игр бесплатная браузерная головоломка выглядела достаточно невинно. Но все-таки ее покупка была вопросом времени: 1 февраля стало известно, что The New York Times приобрела права на Wordle. Точная сумма сделки пока что не разглашается, но издание упомянуло «нижний диапазон семизначных сумм» — то есть примерно $1 млн или больше.

В компании пообещали, что в первое время игра останется бесплатной для старых и новых игроков, а сам Уордл также будет во главе разработки и продолжит пополнять библиотеку слов. Он отметил, что взгляды The New York Times совпадают с его собственными, поэтому он очень рад, что такое крупное издательство обратило внимание на проект и поможет ему в дальнейшем развивать его.

━━━━━

Никита Прунков