Twin Design/Shutterstock
Twin Design/Shutterstock

IT-компании начали выполнять требования закона о «приземлении». Что это значит?

С первого января иностранные техногиганты с суточной аудиторией более 500 тыс. пользователей должны начать соблюдать три условия, иначе их могут заблокировать

Закон о «приземлении» иностранных IT-компаний вступил в силу в начале это года. Apple, Viber и Likee уже начали выполнять некоторые из обязательных пунктов, а теперь к ним присоединился и TikTok. Что такое закон о «приземлении», с какими проблемами он может столкнуться и что будет с теми, кто не хочет его соблюдать? Разбираемся.

В чем суть закона о «приземлении»

Закон, вступивший в силу первого января 2022 года, обязывает зарубежные IT-компании с суточной аудиторией более 500 тыс. пользователей открыть свои представительства в России. Они должны нести ответственность за нарушения российского законодательства и ограничивать распространение запрещенной информации. Компании также обязаны разместить форму обратной связи (для приема обращений от граждан) на своем сайте и завести личный кабинет на сайте Роскомнадзора (для взаимодействия с госорганами).

Реестр компаний, которые должны выполнить требования, может пополниться в любой момент. Чтобы попасть в него, сайт должен соответствовать как минимум одному из четырех условий: распространять информацию на русском языке (или других языках народов России); распространять рекламу для россиян; обрабатывать сведения о российских пользователях; получать деньги от российских граждан и организаций.

В списке IT-гигантов могут быть хостинг-провайдеры, операторы рекламных систем, а также мессенджеры, соцсети, блоги и форумы. Все они обязаны установить одну из предлагаемых РКН программ для определения количества пользователей информационным ресурсом.

Кто уже попал в список?

• Google (Google Play, YouTube, YouTube Music, Google Chat, Gmail)

• Apple (iCloud, App Store, Apple Music)

• Meta Platforms (Facebook, Instagram, WhatsApp)

• Twitter

• TikTok

• Telegram

• Zoom

• Viber

• Spotify

• Likee

• Discord

• Pinterest

• Twitch

Что ждет компании, которые не выполнят условия?

Если IT-компании решат проигнорировать закон, РКН может начать «информирование российских пользователей о нарушении иностранным лицом законодательства России». Сервис, который не подчинится требованиям, должен будет разместить у себя специальный ярлык.

Сайтам-нарушителям также запретят размещать рекламу. Если она будет опубликована, РКН обратится с жалобой в ФАС, которая привлечет нарушителя к административной ответственности. Кроме того, российские банки могут отказать сайту в проведении платежей от «иностранного поставщика платежных услуг» — в этом случае ресурс лишится не только рекламы, но и финансирования.

При нарушении требований сервисам грозит замедление работы, запрет на поисковую выдачу или же вовсе блокировка. Ресурсам придется соблюдать все три условия закона, однако и это не станет гарантией того, что их не заблокируют. Если они будут публиковать запрещенную информацию (например, «призывы к «экстремистской деятельности»), РКН сможет блокировать ресурсы с помощью других ведомств.

В отношении компаний, которые еще не успели открыть представительства, но уже «работают в этом направлении», власти пообещали пока не применять санкции. У есть дополнительный месяц на то, чтобы выполнить требования закона.

Плюсы и минусы закона

Как заявляют авторы законопроекта, его главная цель — обязать мировых гигантов соблюдать отечественные законы, а также обеспечить защиту россиян, особенно в части их персональных данных.

Сотрудники Центра политических исследований в своем докладе пишут, что деятельность компаний слишком долго находилась вне государственного регулирования и, как показала практика, саморегулирование отрасли оказалось «неэффективным». Как утверждают эксперты, за последний год 48 государств также приняли законы, регулирующие деятельность IT-компаний, среди них Великобритания, США, Франция, Япония, Индия и др.

Директор Центра компетенций по глобальной IT-кооперации Вадим Глущенко считает, что «приземление» — это часть мировой тенденции. Благодаря закону появится эффективный механизм разрешения споров между государством и глобальными цифровыми платформами: «Соблюдение наших законов — это не только необходимое условие для продолжения работы в России, но и признак хорошего тона и высокой деловой репутации».

Однако к закону о «приземлении» остается ряд вопросов. Например, экспертов удивил тот факт, что в список компаний не попал Netflix с аудиторией в 757 тыс. человек. «Скорее всего, онлайн-кинотеатр не попал в списки Роскомнадзора, потому что работает в РФ через "Национальную медиа группу"», — предположил гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.

Гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян считает, что реализовать закон сейчас будет невозможно, так как он не объясняет, как работать бизнесу: «Не ясно, какая юридическая форма должна быть у представительства иностранной компании, нужно ли иметь персонал в РФ, может ли возглавлять представительство иностранный гражданин». По словам эксперта, РКН должен дать компаниям ответы на эти вопросы в ближайшие месяцы.

━━━━━

Никита Прунков