Консерватизм, расизм, сексизм: что не так с «Грэмми»?
Несмотря на пандемию, ежегодная церемония вручения «Грэмми» пройдет в полноценном формате 3 апреля в Лас-Вегасе, на арене MGM Grand Garden. Наравне с «Оскаром» музыкальная премия остается одним из самых популярных мировых шоу и не уступает по части скандалов и критики. Что не так с «Грэмми», почему она оказалась оторвана от музыкальной реальности, но все равно остается самой престижной наградой? Разбираемся.
У «Грэмми» запутанные и непрозрачные правила
Премия имеет «совершенно нелепые» процедуры номинирования работ. Чтобы альбом или трек исполнителя смогли попасть в список номинантов, артист обязан выпускать песни на территории США и самостоятельно подавать заявку в академию. Сделать это нужно в определенный период, установленный Национальной академией искусства и науки звукозаписи (NARAS). Из-за такой сложной бюрократии песня Тейлор Свифт Shake It Off, выпущенная в 2014 году, была номинирована на «Грэмми» лишь в 2015-м, а альбом 1989 получил приз вообще в 2016-м.
Более того, до 2021 года окончательные списки конкурсантов утверждали секретные комитеты. Анонимность наводила критиков на подозрения в коррупции и лоббировании интересов продюсеров. Поэтому с апреля 2021 года от комитетов решили частично отказаться: теперь результаты определяют 12 тыс. членов NARAS в ходе прямого голосования, а комитеты влияют лишь на второстепенные номинации, вроде «Лучшей упаковки альбома».
Решения жюри консервативны и спорны
Критерии отбора в номинации регулярно вызывают вопросы у общественности — так в 2017 году один из главных хитов Дрейка Hotline Bling загремел в рэп-номинацию, хотя, по мнению артиста, к этому жанру никоим образом не относится. Артист заявил, что такое решение можно объяснить лишь цветом его кожи и предвзятостью судейства. Спустя два года рэпер попытался привлечь внимание зрителей к этой проблеме прямо во время церемонии, но ему отрубили микрофон.
Консервативность жюри — еще одна «болезнь» премии. Стоит только вспомнить группу Nirvana и их гимн поколения Smells like Teen Spirit, катапультировавший коллектив на вершину мировой славы. Все это прошло мимо экспертов «Грэмми»: награду за лучшую рок-песню забрал эстрадный мастодонт Эрик Клэптон с песней Layla.
В 1997 году «Лучшим альбомом» стал Falling Into You Селин Дион, несмотря на то, что тогда «выстрелили» молодые Spice Girls и No Doubt, а The Notorious B.I.G., который был убит в том же году, выпустил второй студийный альбом.
Критики считают, что на премии 2021 года эксперты незаслуженно проигнорировали K-Pop коллектив BTS с треком Dynamite — вместо них «Грэмми» получили Леди Гага и Ариана Гранде. Как подметили журналисты Forbes, NARAS использовали имя BTS, чтобы собрать у экранов их многомиллионную аудиторию, а в ответ не дали корейцам ничего.
«Грэмми» потеряла связь с современной музыкальной культурой очень-очень давно: работы Элвиса Пресли награждались статуэтками трижды и при этом во всех случаях за госпел (не за рок-н-ролл), Мадонна не выигрывала статуэтку до 1991 года, а культовые The Rolling Stones впервые удостоились «Грэмми» только в 1994 году (после выхода Voodoo Lounge).
ABBA — до 2022 года ни разу не была номинирована на «Грэмми». Разве что академия включила песню Dancing Queen в Зал славы наград.
Queen — номинировали четыре раза, но только в 2018 году группа получила Grammy Lifetime Achievement Award.
Depeche Mode — музыкантов номинировали пять раз, но куда им до Иманбека.
Джими Хендрикс — 1 номинация, 0 наград.
Snoop Dogg — 16 номинаций, 0 наград.
2Pac — 6 номинаций, 0 наград.
Кэти Перри — 13 номинаций, 0 наград.
Ники Минаж — 10 номинаций, 0 наград.
Боб Марли — 0 номинаций, 0 наград.
«Грэмми» давно испытывает проблемы с расовым и гендерным равенством
Критики убеждены, что жюри «Грэмми» предпочитает белых артистов и белую музыку в угоду всем остальным. Наиболее вопиющий случай расизма произошел в 2015 году: тогда в номинациях «Запись года», «Песня года» и «Лучший новый исполнитель» не было представлено ни одного цветного музыканта. Многие фанаты до сих пор не могут простить академии тот факт, что в 2014 году приз за лучший рэп-альбом ушел белым артистам Маклемору и Райану Льюису, а не Кендрику Ламару с его монументальной пластинкой Good Kid, M.A.A.D City.
Не обошли церемонию и проблемы с гендерным балансом: в 2018 году женщины получили 20% наград, а на церемонии было только одно женское выступление. Шестью годами ранее «Грэмми» вообще умудрилась обидеть и рэп, и женщин одновременно, вручив награду «лучшего нового исполнителя» Bon Iver, а не Ники Минаж, которая попала в хит-парад Billboard аж с семью треками.
Найти золотую середину премии так и не удалось, поэтому NARAS пошли ва-банк, сделав самую политизированную церемонию в истории. В 2021 году афроамериканка Габриель Уилсон получила награду за трек, посвященный убитому полицейскому Джорджу Флойду. На той же церемонии рэпер Lil Baby устроил перфоманс с кадрами задержания темнокожего и стрельбой по нему, а кантри-певица Микки Гайтон с песней Black Like Me («Черный, как я») продемонстрировала миру, что кантри — музыка не только белых. Вдобавок к этому 20-кратная обладательница «Грэмми» Бейонсе выступила с речью о гордости историей темнокожих.
Женщин академия тоже наградили сполна, все основные награды взяли именно они: Тейлор Свифт — «альбом года», Билли Айлиш — «запись года», Megan Thee Stallion — «лучший новый исполнитель». Наблюдатели дружно похвалили конкурс, но предположили, что при всех стараниях ему уже не отмыть свою репутацию.
Как итог — артисты стали игнорировать премию
Впервые большие артисты стали избегать «Грэмми» еще 2017 году: тогда рэпер Йе (ранее известный как Канье Уэст) выступил с ультиматумом, что не появится на премии, если среди номинированных не окажется нового альбома Фрэнка Оушена. Тот, в свою очередь, отказался присутствовать на церемонии и заявил, что премия давно устарела и не представляет молодых темнокожих артистов. Тогда к протесту Йе присоединился и канадский поп-певец Джастин Бибер: по его мнению, награда перестала быть актуальной для молодых исполнителей и их аудитории.
«Грэмми» 2021 года тоже не избежала скандалов: The Weeknd объявил бойкот церемонии из-за того, что ни его альбом After Hours, ни мегахит Blinding Lights не получили ни одной номинации. В Twitter он написал: «"Грэмми" по-прежнему коррумпирована», а Дрейк в очередной раз подлил масло в огонь и сравнил премию с «родственником, от которого вы все время ждете, что он возьмет себя в руки, но он не способен изменить свой образ жизни».
Почему «Грэмми» по-прежнему имеет значение?
«Грэмми» все еще сохраняет реноме музыкального Олимпа, высшего достижения для любого исполнителя. А лауреаты премии почти гарантированно могут рассчитывать на то, что популярность и продажи их альбомов возрастут. Этот феномен называют «эффектом Грэмми»: в 2017 году благодаря победе в конкурсе прослушивания Бруно Марса выросли на 89%, а Адель — на 137%.
К тому же участие в церемонии «Грэмми» — это возможность стать частью истории и встать в ряд с такими артистами, как Майкл Джексон, Джон Леннон, Дэвид Боуи и др. Оказаться на сцене, где когда-то совместно выступали Эминем и Элтон Джон — редкая возможность, от которой отказаться сможет не каждый.
━━━━━
Никита Прунков