власть
AP/ТАСС
AP/ТАСС

Кокосовый вице-президент: что известно о преемнице Байдена Камале Харрис

Карьера 49-го вице-президента США — это история больших надежд и разочарований. Они продолжают преследовать ее до сих пор

Вице-президент США Камала Харрис заручилась поддержкой Демократической партии. Похоже, именно она заменит Джо Байдена на президентских выборах. Харрис — очень неоднозначная персона в США. На заре политической карьеры она была любимицей публики и носила гордое имя «второго Обамы». Однако затем что-то пошло не так, и теперь Камалу чаще называют худшим вице-президентом в истории США. Кто такая Камала Харрис и что с ней не так — рассказываем в нашем материале.

Нет дисциплины. Нет плана. Нет стратегии

До того, как стать вице-президентом, Камала Харрис пробыла в политике сравнительно недолго. Она избралась сенатором от штата Калифорния только в 2017 году. До этого была генеральным прокурором Калифорнии, а еще раньше — окружным прокурором Сан-Франциско.

В 2019 году Камала решила играть по-крупному, объявив о намерении поучаствовать в президентских праймериз демпартии. Анонс символично состоялся 21 января, в день рождения Мартина Лютера Кинга, и сразу же привлек внимание мейнстримных медиа.

СМИ описывали ее почти как идеального кандидата: Харрис выгодно смотрелась на фоне поднадоевших всем мужчин, принадлежала к этническим меньшинствам, была не такой левой, как Берни Сандерс, но и не такой консервативной, как Джо Байден, пробыла в политике достаточно долго, чтобы иметь в ней опыт, но не настолько много, чтобы за ней тянулся длинный шлейф скандалов, как у Хиллари Клинтон.

Сперва она, казалось, действительно оправдывала высокие ожидания. Харрис показала себя во всей красе на июньских дебатах демпартии, на которых ловко увела у Берни Сандерса его прогрессистскую повестку и вступила в спор со своим будущим начальником Джо Байденом, уличив его в борьбе против «басинга» на заре сенаторской карьеры.

После чрезвычайно успешного выступления ее рейтинги подскочили до 15%. Харрис начали сравнивать с Бараком Обамой и говорить, что только она способна выдержать задиристый напор Дональда Трампа.

Впрочем, как скоро стало ясно, 15% — это максимум, на что она была способна. К концу осени 2019-го рейтинги Харрис обвалились до 4%, а в начале декабря она окончательно выбыла из гонки. Финальной точкой в ее кампании стала короткая перепалка с Трампом в Twitter.

«Очень жаль. Будем скучать по тебе, Камала!» — поиронизировал президент США.

«Не волнуйтесь, господин президент. Увидимся в суде», — ответила на эту реплику Харрис.

Стремительное падение Камалы Харрис после не менее стремительного взлета оставило публику в недоумении. Впоследствии СМИ возлагали вину за провал на неудачные решения лично Камалы и бездарную организацию штаба, за которую отвечали менеджер кампании Хуан Родригес и сестра политика Майя Харрис. Незадолго до выхода Камалы Харрис из президентской гонки один из сотрудников штаба описывал изданию Politico состояние ее кампании так: «Нет дисциплины. Нет плана. Нет стратегии».

Спящий президент

Впрочем, уже скоро Камале Харрис представилась возможность реабилитироваться за провальные праймериз. В августе 2020 года она вернулась в предвыборную гонку — теперь как кандидат в вице-президенты в команде Джо Байдена.

Выбор Байдена никого не удивил, ведь еще в марте он обещал выбрать в женщину в качестве вице-президента. Сыграл и личностный фактор: энергичная и относительно молодая Харрис компенсировала недостатки 77-летнего кандидата в президенты. А еще она тесно работала с его старшим сыном Бо Байденом, умершем в 2015 году от опухоли головного мозга.

После победы Байдена в ноябре 2020 года Харрис сходу оказалась в списках самых значимых исторических фигур Америки. И на то были основания: она стала первой в США женщиной, афроамериканкой и азиаткой, которая заняла пост вице-президента. Прочили, что Харрис затмит не только кабминовских технократов, но и самого президента, предпочитавшего лишний раз не появляться в инфополе.

Позицию вице-президента видели как трамплин, который подбросит Камалу Харрис до президентского кресла. В истории США такое случалось уже не раз, поэтому за глаза ее называли «спящим президентом».

Издание Politico со ссылкой на источники в администрации Байдена писало, что невзрачный состав правительства был призван расчистить ей дорогу к президентству. Байдена же в этой конструкции рассматривали как лидера одного срока, задачей которого будет подготовка преемника из нового поколения демократов к выборам 2024 года.

Пищу для размышления неоднократно давал и сам Байден. Он заявлял, что согласовывал с вице-президентом каждое назначение в правительстве, и — то ли оговариваясь, то ли нарочно — обращался к ней не иначе как к «президенту Харрис».

На фоне всего этого от Камалы Харрис снова стали ожидать больших свершений. Новоявленная любимица публики оказалась в центре всеобщего внимания. И это сыграло с ней злую шутку.

Невероятно исчезающий вице-президент

Уже вскоре Камале Харрис пришлось доказывать свою компетентность на деле. Джо Байден поручил ей две задачи — протащить в Конгрессе реформу избирательной системы и заняться миграционным кризисом, который разгорелся в феврале 2021 года.

Камала Харрис не смогла справиться ни с одной из них. Как председатель верхней палаты Конгресса она должна была добиться межпартийного консенсуса по избирательной реформе, но договориться не удалось из-за природной несговорчивости и неопытности в работе с сенаторами.

Куда больнее по Харрис ударила проблема мигрантов на границе с Мексикой. Вице-президент подверглась критике за невнятную стратегию по борьбе нелегалами и упорное нежелание посещать границу — впервые она приехала туда только спустя полгода после начала кризиса.

Неловкие попытки оправдаться только подливали масла в огонь. 8 июня 2021 года вице-президент дала интервью ведущему телеканала NBC Лестеру Холту. Харрис заявляла, что администрация Байдена постоянно посещает границу. На ремарку Холта о том, что сама она никогда не была на границе, вице-президент дала очень странный ответ: «В Европе я тоже не была. Не понимаю, куда вы клоните. Я не принижаю важность границы». Это интервью Камале по-прежнему припоминают при каждом удобном случае.

Единственное, в чем Камала все-таки нашла себя — это борьба с запретом абортов. Работа на этом направлении несколько реанимировала ее образ, но не полностью. Если в начале президентства Байдена она постоянно сопровождала его, то уже к концу лета 2021 года президент США стал больше появляться на публике один. Когда США столкнулись с острым кризисом в Афганистане, Харрис и вовсе будто бы испарилась. СМИ не могли не заметить столь разительной перемены — в результате Харрис стали называть «невероятно исчезающим вице-президентом».

В последние два года Камалу фактически отстранили от принятия решений, и ее позиция была во многом церемониальной. Из-за постоянных неудач рейтинги Харрис точь-в-точь повторили пикирование 2019 года. Меньше чем за год вице-президентства они рухнули с 50% до 28%, сделав ее одним из худших вице-президентов в истории США.

Что не так с Камалой Харрис?

Белый дом возлагал вину за стремительное падение Харрис на сексизм и расизм, царящий в американском обществе. Дружественные демократам СМИ до сих пор считают их основными причинами нападок на вице-президента. Возможно, это так. Но проблема Харрис не только в этом.

У Камалы патологически не получается выстраивать связи с общественностью. Вице-президент не может объяснить свою политику публике: она либо несет бессмыслицу а-ля «Капитан Очевидность», либо говорит настолько сложно, что ее речь превращается в бессвязный словесный винегрет. Все становится еще печальнее, когда Харрис пытается неловко пошутить и начинает неконтролируемо смеяться — в такие моменты в глаза бросается не только нехватка ораторских навыков, но и отсутствие личной харизмы.

Из-за проблем с выстраиванием имиджа американцы начали воспринимать Камалу как глуповатого и комичного персонажа. Квинтэссенцией этого образа стала неудачная речь про падение с кокосовой пальмы: «Все существует в контексте. Моя мать... она иногда устраивала нам сладкую жизнь, она нам говорила: “Что не так с вами, молодежью? Думаете, вы только что упали с кокосового дерева?” Вы существуете в контексте всего того, в чем вы живете, и того, что было до вас».

Слова Харрис стали мемом, породив множество пародий. Шутка зашла настолько далеко, что теперь кокосы и пальмы — это символ ее избирательной кампании.

Харрис плохо взаимодействует не только с публикой, но и с собственным подчиненными. Сотрудники офиса вице-президента на условиях анонимности жаловались на токсичную атмосферу и тяжелый характер самой Камалы: вице-президент не слушала помощников, не хотела брать на себя ответственность за деликатные решения и во всех неудачах обвиняла других. В итоге за неполные четыре года состав ее команды обновился почти полностью: из 47 сотрудников, работавших с ней в 2021 году, к настоящему моменту остались только пять.

Издание Axios писало, что сомнения в управленческих компетенциях Харрис были одной из причин, почему Джо Байден до последнего опасался выходить из президентской гонки. И, возможно, его сомнения были не беспочвенны. Ведь Камала Харрис уже дважды показывала хороший старт, и дважды ее шансы были погребены под грудой ошибок и организационных проблем. На фоне ухода Байдена демократы дают Камале третий шанс. Им остается надеяться, что вице-президент выучила хоть какие-то уроки из прошлых ошибок.

Виталий Рюмшин