Все как в фильмах Disney: богатые люди чаще бывают злыми, а бедные — добрыми
Ныряние Скруджа Макдака в море из золота уже не кажется таким странным — деньги меняют людей. И не всегда в лучшую сторону. Исследование показало, что образы бедных добряков и богатых злодеев из диснеевских мультфильмов отлично отражают людей в реальности.
Добрый и бедный, злой и богатый
Ученые сравнили свои выводы с изображением богатства в фильмах Диснея, которые показывают, что положительные персонажи почти всегда беднее. Команда привела в пример добрую Золушку, которая покорила принца своим чистым сердцем, а также семь трудолюбивых гномов, которые присматривают за Белоснежкой, будучи простыми лесными отшельниками.
Исследователи проанализировали данные более 46 тыс. участников в 67 странах. Они обнаружили, что низкий социально-экономический статус из-за более бедного происхождения напрямую связан с более высокими моральными установками и поведением.
При сравнении стран исследователи обнаружили, что в государствах с высокой степенью социального неравенства население обладает более сильной моральной идентичностью, чем в местах с небольшими различиями в неравенстве.
Измерение доброты
Команда обнаружила, что люди, выросшие в среде с ограниченными ресурсами, чаще жертвовали деньги на благотворительность и уделяли больше внимания сотрудничеству с соседями.
Участникам эксперимента предложили оценить себя по шкале от 1 до 10 по таким качествам, как забота, справедливость, доброта, щедрость, готовность помочь, трудолюбие и честность.
На основе ответов ученые заключили, что те, кто живет в бедности, вероятно, больше зависят от других людей. Они более чувствительны к своему социальному окружению. Если бедный человек делает кому-то добро, получатель более склонен отплатить за поступок. Менее обеспеченные люди с большей вероятностью жертвуют на благотворительность и помогают другим в повседневной жизни.
С другой стороны, более обеспеченные представители общества считают, что могут справиться сами и не нуждаются в помощи других, поэтому обладают меньшей эмпатией к соседям по дому.
Ученые считают, что их выводы могут вдохновить людей с высоким социально-экономическим статусом больше думать о посторонних и помогать им.
В то же время исследователи признают, что результаты основаны на том, что именно конкретные участники говорят о самих себе. А это, в свою очередь, может не отражать их поведение в реальном мире.
━━━━━
Анастасия Дегтярева