Никаких галлюцинаций: химические родственники ЛСД вылечили депрессию у мышей
Врачи уже давно решили использовать такие психоделики, как ЛСД и псилоцибин, для лечения депрессии и других серьезных психических заболеваний. Но поскольку наркотики вызывают галлюцинации, их медицинское использование требует интенсивного наблюдения со стороны врачей. Это увеличивает стоимость лечения, делая психоделики непрактичными для широкого терапевтического использования. Однако новое исследование показало, что есть способ избавиться от вредных побочных эффектов галлюциногенов и оставить только полезные.
Редакция PostNews не поддерживает употребление наркотической, табачной и алкогольной продукции
Потребность в лечении депрессии с помощью психоделиков
В последние годы исследователи начали изменять химическую структуру психоделиков, стремясь создать аналоги, которые сохраняли бы медицинскую полезность без галлюцинаций. Ученые отделили молекулярные взаимодействия, ответственные за антидепрессивные эффекты психоделиков, от тех, которые вызывают галлюцинации. Они использовали эти знания для создания новых соединений, которые активируют клеточные цепи мозга, помогающие облегчить депрессию, не вызывая галлюцинаций.
До сих пор подобные соединения изучались только на мышах. Однако, если такие психоделические аналоги сработают на людях, они породят новые виды фармацевтических препаратов.
Потребность в эффективных методах лечения депрессии высокая. Ежегодно психические или неврологические расстройства затрагивают примерно четверть взрослого населения США, а лечение часто не работает. ЛСД, псилоцибин (основной ингредиент галлюциногенных грибов) и другие психоделики действуют эффективнее.
Ранее исследования заключили, что одна доза псилоцибина может облегчить депрессию на несколько месяцев. А прошлогодние клинические испытания экстази показали, что он смягчает посттравматическое стрессовое расстройство. Тем не менее все эти вещества запрещены законом и вызывают опасные побочные эффекты — галлюцинации.
Что происходит в мозге
Чтобы понять закономерности, происходящие в мозге во время приема галлюциногенов, Ван Шэн из Шанхайского института биохимии и клеточной биологии и его коллеги обратились к поведенческим исследованиям мышей, которым вводили различные препараты.
Команда наблюдала за реакциями замирания и подергиваниями головы животных. Это поведение также тесно связано с депрессией и галлюцинациями у людей. Ван и его коллеги разработали структурные аналоги ЛСД. Затем они повторили поведенческие тесты на мышах, получавших эти соединения, и обнаружили, что два аналога не вызывали подергивания головы, но снижали замирание, как это делают эффективные антидепрессанты.
Это не первые разработки в данной области. В 2020 году исследователи под руководством химика Дэвида Олсона из Калифорнийского университета сообщили, что негаллюциногенный аналог психоделического соединения ибогаина под названием табернанталог оказывает антидепрессивное действие на грызунов. В 2021-м команда заявила о родственных негаллюциногенных соединениях, которые кажутся более сильными, чем первый аналог. Компания Олсона Delix Therapeutics работает над коммерциализацией найденных соединений и связанных с ними негаллюциногенных экспериментальных препаратов для лечения депрессии. Первые клинические испытания начнутся в конце 2022 года.
Если какое-либо из новых соединений будет работать на улучшение ментального здоровья так же эффективно и быстро, как психоделики, это изменит мир психиатрии и поможет миллионам людей по всему миру. Даже если соединения не пройдут проверку, понимание того, как они работают, дает химикам-медикам новый способ для устранения галлюциногенов из различных препаратов.
━━━━━
Анастасия Дегтярева