Mark Lennihan/AP/TASS
Mark Lennihan/AP/TASS

Пять причин, почему никто не любит Facebook

Одна из них — сам Марк Цукерберг. По мнению критиков, он давно уже не инноватор, а просто жадный бизнесмен

Роскомнадзор начал ограничивать доступ к Facebook — пользователи не видят фотографии и видео, у них не работает мессенджер. Впрочем, закат соцсети происходит уже давно и не только в нашей стране. В феврале стало известно, что число активных пользователей площадки впервые за ее 18-летнюю историю сократилось на 1 млн. Глава компании Марк Цукерберг полагает, что часть аудитории ушла к конкурентам, и мы считаем, что у нее на это есть (как минимум) пять причин.

Первая причина — утечки данных

Скандалы с утечками данных уже давно стали для социальной сети чем-то обыденным: в 2019 году пострадали 267 млн человек, а в 2021-м в даркнете выставили на продажу информацию о 1,5 млрд пользователей. Однако поворотным моментом в истории Facebook стал инцидент 2016 года, когда компания Cambridge Analytica (CA) заполучила информацию о 50 млн человек.

Во главе со Стивом Бэнноном, будущим советником Дональда Трампа, компания разработала систему, которая составляла цифровые профили избирателей США и точечно направляла им политическую рекламу. Считается, что именно она внесла весомый вклад в победу Трампа на президентских выборах. После расследований The New York Times и The Guardian о работе системы Цукербергу пришлось 10 часов отвечать на вопросы в Конгрессе, а затем заплатить рекордный штраф в $5 млрд.

Вторая причина — тотальная слежка

Спустя несколько лет после этого инцидента Facebook представил инструмент, который позволяет удалять собранную за пределами социальной сети информацию. Несмотря на, вроде бы, благую цель, нововведение вызвало волну критики, ведь пользователям стало известно, сколько всего на самом деле знает платформа. Во вкладке были собраны данные о том, какие сайты посещает человек, какие приложения запускает. Как оказалось, социальная сеть собирает эту информацию, даже когда пользователь не заходит в свой аккаунт.

Facebook без каких-либо сложностей компонует данные о пользователе: от посещения медицинских сайтов до поиска товаров в интернет-магазинах. Собирая все воедино с помощью трекеров (встраиваются в сайты и приложения), компании могут показывать релевантную рекламу и зарабатывать деньги. Так, выручка Meta (владеет Facebook) за 2021 год увеличилась на 37% — до $117,9 млрд, при этом $114,9 млрд из этой суммы приходится на рекламу.

Третья причина — fake news

Соцсеть не раз признавали одним из главных распространителей фейков, а с августа 2020-го по январь 2021 года публикации с фейковыми историями получали в Facebook в шесть раз больше лайков и репостов, чем новости авторитетных изданий. Главной причиной такого «перекоса» стала резонансность постов и желание людей ими поделиться, а основным потребителем fake news, по информации Принстонского университета, стали пожилые люди в возрасте от 65 лет.

В 2020 году Facebook подвергся критике из-за распространения информации, которая якобы (снова) повлияла на президентские выборы. Цукерберг пытался оправдаться, но анализ BuzzFeed News показал, что в тот период 20 самых популярных фальшивых историй о выборах получили больше 8,7 млн реакций, а 20 самых популярных новостей из проверенных источников набрали лишь 7,4 млн откликов. Более того, исследование CrowdTangle показало, что Facebook — одна из любимейших площадок антипрививочников: девять из 15 самых популярных постов в соцсети о вакцинах содержали ложную информацию.

Четвертая причина — он очень неудобный

И пусть этот пункт для кого-то покажется спорным, мы со всем патриотизмом готовы заявить, что «ВКонтакте» при Дурове (и даже после) был и остается удобнее своего американского аналога. Интерфейс Facebook всегда был сложным и интуитивно неудобным, а мобильная версия, разделенная на две части (мессенджер и отдельное приложение соцсети) — как минимум странное решение.

Как работают алгоритмы «умной» ленты — до сих пор загадка для всех. Особенно примечательной стала история американки Карин Вайнио: ее смертельно больной друг на протяжении долгого времени боролся с заболеванием, но лента упорно игнорировала его посты — от момента сообщения о госпитализации и вплоть до самой смерти.

Обвинить ленту в бездушности можно, но главный вопрос — как же она все-таки работает? Пользователи многие годы не могут понять, почему некоторые их посты становятся популярными, а некоторые получают охват в 1-2% от общей аудитории друзей. Непредсказуемость — точно не лучшее качество для рекомендательной ленты. Возможно отсюда и отсутствие популярных сообществ среди русскоязычной аудитории.

Пятая причина — сам Цукерберг

На образ компании во многом влияет отношение общества к ее лидеру. В середине нулевых к Марку Цукербергу относились как к гению, о нем сняли фильм «Социальная сеть», а критика если и была, то куда в меньших объемах, нежели сегодня. С годами все изменилось, а лояльность людей потихоньку полностью угасла.

Все «причины нелюбви» к Facebook, что мы перечислили в этой статье, превратили героя современности в прожженного бизнесмена, которому давно без разницы мнение других людей. Его детище устарело, а в мире технологий он для многих стал персоной нон-грата, так как уже давно не создает ничего нового, а лишь копирует чужие идеи.

«Каждый раз когда здесь [в Кремниевой долине] появляется инновация, Цукерберг либо покупает ее и закрывает, либо копирует и все равно закрывает. Он разрушил этот город», — резюмировал один из калифорнийских венчурных капиталистов.

━━━━━

Никита Прунков