Можно ли заводить отношения с коллегами? А как это скажется на работе?
Из-за романа на работе глава CNN Worldwide (одной из крупнейших новостных служб в мире) Джефф Цукер подал в отставку. Он встречался со своей помощницей Эллисон Голласт — на момент начала отношений оба были в разводе. По корпоративным правилам Цукер должен был уведомить о романе, но не сделал этого. В России тоже не все компании приемлют такое поведение. При этом, согласно опросам, как минимум 41% россиян заводили отношения с коллегами. Разбираемся, почему нас влечет к тем, с кем мы работаем, и какие правила необходимо соблюдать во время служебного романа.
Почему мы влюбляемся в коллег?
Бòльшую часть дня мы проводим на работе, где так или иначе контактируем с коллегами, то есть с одними и теми же людьми. Мы видим их чаще, чем своих друзей, знакомых, а иногда и партнеров. Поддержание регулярного общения с коллегами увеличивает вероятность появления симпатии к человеку.
Этот тезис подтверждает профессор психологии и маркетинга Техасского университета в Остине Арт Маркман. К тому же, чтобы стать близкими друзьями с незнакомым человеком, требуется порядка 200 часов, проведенных вместе. А за один год мы находимся на работе в среднем не менее 1600 часов.
Кроме того, работая в одной компании, коллеги с высокой долей вероятности имеют схожие интересы: программисты будут обсуждать языки программирования, официанты — очередного гостя, который устроил «гулянку» и т.д. Исследования показывают, что люди склонны влюбляться в тех, кто похож на них самих — не только в профессиональных навыках и увлечениях, но и в личных характеристиках.
Во время рабочего дня ваш коллега решает текущие задачи, взаимодействует с другими людьми — и за всем этим вы имеете возможность наблюдать. Более того, во время обеда или после смены можно поддержать друг друга, поделиться мнением по вопросу. Подобные контакты в том числе создают между коллегами интимную эмпатию.
Иметь роман с коллегой — полезно или деструктивно для работы?
«Причин тому, что вы не должны встречаться с коллегой, много: вы рискуете потерять работу, почувствовать дискомфорт или создать офисную драму, которая может повредить вашей профессиональной репутации», — говорит генеральный директор и соучредитель приложения для улучшения психического здоровья Remente Дэвид Бруде. Все это может негативно повлиять не только на вас, но и на вашего коллегу.
Опрос британского сервиса по поиску вакансий Totaljobs показал, что наиболее дискриминируемой группой во время служебного романа оказывается женский пол. Если женщина встречается с топ-менеджером, то с большей вероятностью она потерпит карьерный крах, включая потерю в размере заработной платы и прочих бонусов, нежели мужчина, встречающийся с руководительницей.
Около 60% респондентов того же опроса заявили, что при романтических отношениях на работе они чувствуют давление, заставляющее их эффективнее работать. Некоторые опрошенные пожаловались на то, что сплетни коллег отвлекают и затрудняют выполнение работы.
Влюбленность может помешать действовать в интересах команды. Человек, находящийся под влиянием чувств и гормонов, скорее всего, будет продвигать или защищать коллегу, к которому он неравнодушен — такое поведение, по всей вероятности, не оценит остальной коллектив.
Другая сторона служебного романа становится видна после завершения отношений. Порой обиды и обвинения становятся большой проблемой в рабочей коммуникации, что в конечном счете сказывается на показателях компании и атмосфере в целом.
Политика компании может запрещать романы на работе?
Да. Об этом сотрудников обязано заранее предупреждать начальство. Обычно строгие нормативы прописываются именно для топ-менеджеров — особенно в западных странах, где корпоративная этика стоит на первом месте. Таким образом начальство предотвращает потенциальные риски, которые могут сказаться на эффективности работы.
В России при подписании трудового договора сотрудник, как правило, видит формулировку «соблюдение должностных инструкций и корпоративных стандартов». Именно корпоративные стандарты могут включать самые разные правила — от цвета лака на ногтях до факта отношений с коллегой. Также документ должен включать список санкций, которые грозят за нарушение правил. В любом случае лучше уточнить пункт про служебные романы перед подписанием договора, если для вас это, конечно, имеет значение.
Если вы начали отношения с коллегой вопреки корпоративным правилам, лучше как можно скорее рассказать об этом начальству. Чем дольше будете тянуть, тем серьезнее будут последствия — как и произошло с главой CNN Джеффом Цукером.
Но не все так грустно. В последние годы складывается тенденция по отмене подобных запретов, потому как руководство видит, что правила трудно применять в жизни — к тому же служебный роман не меняет отношение сотрудников к работе. Изменения в корпоративной этике подогревает и движение #MeToo. Так, в корпорациях Meta (бывш. —Facebook) и Google вы имеете право пригласить коллегу на свидание только один раз: если человек откажется или даст двусмысленный ответ вроде «Извини, но сегодня я занят», то второй попытки уже не будет.
Какие еще правила стоит соблюдать при служебном романе?
1. Не стоит заводить отношения с боссом или прямым подчиненным. Независимо от ваших намерений, работа может пострадать — трудно быть объективным начальником, когда даешь оценку тому, в кого влюблен. И наоборот: подчиненному честно двигаться по карьерной лестнице. Совет не исключает того, что отношения между боссом и его сотрудником могут сложиться — просто им предстоит преодолеть куда больше испытаний.
2. Не скрывайте роман. Тайные отношения принесут вам немало хлопот. Не обязательно рассказывать о них после первого свидания или докладывать в мельчайших подробностях. Вы имеете право на соблюдение личных границ, поэтому достаточно сказать: «Мы несколько раз погуляли. Уверен(-а), что вы поймете, если я не буду вдаваться в подробности нашей личной жизни». Однако главное лицо, которое должно знать о вашем романе — это начальник. И уже он решит, как романтические отношения сказываются на вашей эффективности и нужно ли обращаться с этим в отдел кадров.
3. Не бойтесь устанавливать границы отношений. Порой внимание партнера на работе может стать навязчивым и перерасти в нездоровые проявления, говорит доцент кафедры психологии Университета Нью-Хейвена Эми Николь Бейкер. В ходе ее исследования выяснилось, что флирт нередко заставляет другого партнера чувствовать себя неуютно и даже подумывать об уходе из компании. Поэтому стоит заранее обговорить друг с другом, какое общение в рабочих условиях было бы максимально комфортным для обоих.