Anton_Ivanov/Shutterstock
Anton_Ivanov/Shutterstock

Почему в мире до сих пор делают женское обрезание? Разве это законно?

Ежегодно обрезанию продолжают подвергать порядка 3 млн девочек. Это наносит непоправимый урон их здоровью

По оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), практике женского обрезания подверглись не менее 200 млн женщин по всему миру. И с годами это число будет только расти. В 30 странах женское обрезание не запрещено законом, поэтому там женщины остаются одной из самых уязвимых социальных групп. В минувшее воскресенье (6 февраля) прошел Международный день нетерпимого отношения к калечащим операциям на женских половых органах. Рассказываем, почему люди продолжают наносить «операционные увечья» маленьким девочкам и как с этим обстоят дела в России.

Зачем делают женское обрезание?

«Женское обрезание» — повреждение половых органов женщины в немедицинских целях. Такая «процедура» связана с религиозными, культурными и социальными традициями различных сообществ. Внедрение практики приписывают культуре ислама, потому как калечащие операции особенно распространены в мусульманских странах, однако в этом есть некоторое заблуждение.

Дело в том, что в Коране ничего не сказано о женском обрезании. Появление подобных операций приписывают еще Древнему Египту и империи инков. К середине XIX века эту операцию практиковали уже во Франции и Англии. В конце XIX века обрезание стали проводить в США — таким образом там «лечили» женскую мастурбацию. Последняя разрешенная операция в Штатах прошла в 1927 году.

В других странах, где также прибегали к калечащим операциям, считалось, что удаление органов мешает женщине получать удовольствие от секса и вести беспорядочную половую жизнь. Так она становилась «заложницей» своего мужа. По другим убеждениям, женщина после обрезания обретала бòльшую сексуальность и зрелость.

Жестокая традиция не только калечит девочек, но и толкает взрослых женщин на преступление — ведь операции над несовершеннолетними проводят или инициируют матери и бабушки. Только в последние годы практику стали доверять мужчинам-медикам.

По сей день в зоне риска находятся девочки (с младенчества до подростковых лет), а иногда и взрослые женщины. Матери, которые отказываются отдавать своих дочерей на обрезание, рискуют оказаться в социальной изоляции — оттого им сложнее порвать со сложившимися устоями.

В каких странах разрешено это делать?

На данный момент калечащие операции активно проводятся и при этом не запрещены законом в 30 странах мира — в Западных, Восточных и Северо-Восточных регионах Африки (Судан, Эфиопия), а также в некоторых странах Ближнего Востока и Азии (Пакистан, Ирак, Филиппины). По оценкам экспертов, ежегодно обрезанию продолжают подвергать порядка 3 млн девочек.

А в России были случаи обрезания?

Хотя Россия и не входит в число 30 стран, в которых разрешено проводить калечащие операции, исследователи нашли подтверждения массовых случаев женского обрезания в районах Кавказа. Главные «очаги» приходятся на села Дагестана: в Ботлихском и Цунтинском районах практика операций затрагивает 90-100% девочек и женщин. После публикации исследования главный муфтий Северного Кавказа Исмаил Бердиев выступил «за обрезание всех женщин в мире», чтобы справиться с проблемой «разврата».

В 2020 году в Ингушетии суд рассмотрел первое в истории современной России уголовное дело, возбужденное из-за обрезания девятилетней девочки. В 2019 году отец отвел ее в частную клинику в Магасе, где ребенку провели калечащую операцию. После этого девочку отправили к матери (родители ребенка жили раздельно) — та увидела, что платье на дочери было полностью в крови, выяснила, что случилось, и сразу же написала заявление в полицию. Делом занялся Следственный комитет по Ингушетии.

28 января текущего года суд в Магасе признал детского гинеколога Изану Нальгиеву, которая провела девочке обрезание, виновной в причинении легкого вреда здоровью и приговорил к штрафу в размере 30 тыс. рублей. От наказания женщину освободили в связи с истечением срока давности преступления. Примечательно, что судья отказался назначить судебно-медицинскую экспертизу для оценки психологического вреда пострадавшей девочке, хотя после случившегося у нее диагностировали психическое расстройство.

«Вынесенный сегодня приговор только еще раз подтверждает общую картину — в России проведение калечащих операции девочкам остается безнаказанным», — прокомментировала решение суда юрист «Правозащитной инициативы» Татьяна Саввина.

У проблемы женского обрезания в России есть и законодательный аспект: согласно приказу Минздрава РФ, не каждая поверхностная рана может расцениваться как прямой вред здоровью. При этом документ не уточняет, какую именно рану можно считать поверхностной. Поэтому регулировать женское обрезание даже в уголовном порядке представляется далеко не легкой задачей.

Проведение калечащих операций нарушает права человека?

Да, на международном уровне калечащие операции на женских половых органах признаются нарушением прав человека. ВОЗ объясняет это тем, что многовековая традиция превратилась в глубокую дискриминацию девочек и девушек по всему миру, подчеркивающую неравенство с мужчинами.

Кроме того, операция нарушает право человека на здоровье, безопасность и физическую неприкосновенность, а также право быть свободным от пыток, унижающего достоинство обращения и на жизнь в случае причинения смерти.

Что происходит с женским здоровьем после обрезания?

Удаление и повреждение женских половых органов — однозначный вред для здоровья. Операция может привести к сильным головным болям, обильному кровотечению, отеку половых органов, лихорадке, различным инфекциям (включая столбняк и ВИЧ — половые органы ставятся уязвимей), повреждению окружающих половых тканей, проблемам с мочеиспусканием, заживлением ран, шоку и даже смерти.

Среди прочих долгосрочных осложнений медики фиксировали проблемы с менструацией, сексом (боль во время полового акта и отсутствие оргазма), повышение рисков во время родов (которые могут закончиться смертью новорожденного) и тяжелые психологические проблемы в виде депрессии, посттравматического расстройства и пониженной самооценки.

На медицинскую поддержку пострадавшим женщинам впоследствии приходится выделять большие деньги. По оценке ВОЗ, в 27 из 30 стран, где легализовано женское обрезание, на лечение ушло порядка $1,4 млрд в одном только 2018 году. Если практика женских обрезаний не прекратится, то через 25 лет на реабилитацию жертв операций ежегодно придется тратить порядка $2,3 млрд.

Что делается для прекращения женских обрезаний?

В 1997 году ВОЗ совместно с ЮНИСЕФ и Фондом Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) опубликовала первое совместное заявление против женских обрезаний.

С 2008 года Всемирная организация здравоохранения начала вести борьбу с помощью просвещения. Тогда они предоставили мировому сообществу доклад «Искоренение калечащих операций на женских половых органах: межучрежденческое заявление», в котором описали все известные доказательства о вреде женских обрезаний.

Но этого было недостаточно, поэтому в том же году ЮНФПА и ЮНИСЕФ запустили крупнейшую глобальную программу по ускорению отказа от нанесения увечий женским половым органам с поддержкой региональных инициатив. Сейчас она охватывает 17 стран Африки и Ближнего Востока. Помощь уже получили более 3,3 миллиона девочек и женщин, а в 13 странах наконец криминализировали калечащие операции. В 2012 году Генассамблея ООН приняла резолюцию о ликвидации практики калечения женских половых органов.

В Италии, Дании и США власти даже пытались перенести женские обрезания в частные клиники, чтобы «вытащить» нелегальную практику из подполья. Но все эти инициативы были сразу же пресечены негодующей общественностью.

В России проблема женского обрезания не выносится на федеральный уровень, но в регионах с ней борются силами религиозных лидеров. Так, в 2020 году муфтият Дагестана выпустил фетву с фактическим запретом женского обрезания: «Все вышеперечисленное (удаление клитора и вагинальных губ — прим. ред.) категорически запрещено в исламе, поскольку пророк сказал: "Не [причиняй] вреда себе и другим"».

Тем временем ВОЗ продолжает принимать возможные меры для устранения женского обрезания: в частности, упор делается на образование медработников, которые помогают традиционным семьям калечить детей, чтобы медики заранее осознавали все риски, связанные с физическим и психическим здоровьем девочек и женщин.

━━━━━
Эльвира Асмакиян