Сергей Бобылев/ТАСС
Сергей Бобылев/ТАСС

«Это трепет, волнение и гордость, когда держишь это знамя». Интервью с Ольгой Фаткулиной

Конькобежка была знаменосцем сборной России на церемонии открытия Олимпийских игр

4 февраля в Пекине прошла церемония открытия XXIV зимних Олимпийских игр. Во время парада спортсменов флаг сборной России несли хоккеист Вадим Шипачев и конькобежка Ольга Фаткулина, которая ответила на наши вопросы. Спортсменка рассказала о том, что для нее значит — быть знаменосцем, как прошла церемония, как она проводит свободное время и какую цель ставит на соревнования.

Спортивные достижения Фаткулиной

Главным достижением Ольги Фаткулиной является серебряная награда Олимпийских игр 2014 года в Сочи на дистанции 500 метров. Всего для россиянки это будет уже третья Олимпиада. Впервые она выступила еще в Ванкувере в 2010-м, но тогда в обоих видах программы заняла лишь 20-е место. 24 ноября 2017 года по решению Международного олимпийского комитета Ольга была лишена серебряной медали и пожизненно отстранена от участия в Олимпийских играх за нарушение антидопинговых правил. Уже 1 февраля 2018-го она была полностью оправдана, но из-за этой истории она была вынуждена пропустить Игры в Пхенчхане-2018.

В активе Фаткулиной 1 золотая, 2 серебряных и 4 бронзовых награды чемпионатов мира. Свою единственную победу она одержала в 2013 году на дистанции 1000 м. Также она дважды становилась третьей на мировом первенстве по спринтерскому многоборью и трижды побеждала на чемпионате Европы. Фаткулина — рекордсменка и четырехкратная чемпионка России в спринтерском многоборье. Также ей принадлежит рекорд страны на 1000 м. В Пекине она выступит 13 февраля на дистанции 500 м.

Интервью

— Когда и как узнали о том, что будете знаменосцем? С какими эмоциями встретили новость?

— Узнала я за день, наверное, до этого события, когда эта новость вышла в свет. Мне сказал менеджер команды вместе с директором команды, они сказали это так… как бы осторожно, я даже на какой-то момент подумала, что у меня что-то не то с ПЦР или еще какие-то трудности. Вид у них был такой не очень счастливый, когда они меня пригласили в комнату и сказали, что надо поговорить. Эмоции были волнующие, и я почувствовала какую-то ответственность, как мне будет эмоционально тяжело справиться с этим.

— Как думаете, почему выбрали вас?

— Во-первых, я думаю, что это заслуженно, во-вторых, я заслуженный… (смеется). Не знаю, я спрашивала, почему выбрали меня. Мне ответили: «А кто еще, Оль?» Фигуристы? Лыжники не приехали. Не согласились, может быть. Я бы, конечно, выбрала в первую очередь Александра Большунова, он лидер безусловный, и я бы его выдвинула на этот пост. Но я тоже, мне кажется, достойна такой почести — сколько я преодолела, сколько я принесла России, поэтому я думаю, здесь все заслуженно.

— До церемонии вы говорили, что лично не знали Вадима Шипачева. Как прошло знакомство?

— Да, я не знала его, я просто загуглила его, чтобы, когда увижу, понять, что это он — у них же команда. А увидела я его случайно — накануне этой истории в штабе ФМА, он там тоже стоял, консультировался, и я мимо проходила и увидела его. Если бы я встретила его на улице, то я бы, конечно же, его не узнала, а так мне его сразу же представили и я назвала его: «Капитан Вадим». Мы познакомились, я сказала: «Одевайся теплей. Возможно, мы будем долго это все преодолевать». Он был немного удивлен всеми этими событиями, но сказал: «До завтра, мы справимся». Так что он меня как бы даже поддержал.

— Опишите выход сборной на стадион. Как это было? Что чувствовали, когда несли знамя?

— Выход на стадион был очень молниеносный. Я пыталась связаться с Первым каналом, дать им интервью, а в самый ответственный момент, когда я должна была выйти в эфир, у меня пропала связь, я очень распереживалась, засуетилась. И в общем, в момент, который такой нудный немножко — прохождение от одной точки к другой, отстаивание в очереди, я была зациклена на том, что облажалась, подвела канал, людей. В общем, для меня это быстро все прошло. А потом, когда мы уже шли по стадиону, это все было настолько быстро, что я даже не успевала остановиться, подумать, помандражировать, не знаю, попрыгать. Стояли ребята, которые хотели взять у нас интервью, а мы даже не успели остановиться и сказать: «Привет, все круто!» Мы просто пролетели и все. Вся церемония прошла очень быстро, мне кажется, я даже устать не успела.

— А как вам церемония в целом? Понравилась?

— В целом на церемонии все равно было круто. Когда мы вышли на стадион, вот эти эмоции, вот этот трепет, волнение, немение ног, мегакайф и гордость, когда ты идешь и держишь это знамя — это просто непередаваемое ощущение, и это просто суперсобытие в моей жизни.

— Вместо флага страны вы выступаете под флагом ОКР. На вас как-то отражается запрет на национальную символику?

— Нет, на мне это вообще никак уже не отражается. Если в 18-м году это еще как-то трогало, что без гимна остались и без флага, то сейчас абсолютно спокойно и вообще никак даже об этом не думаю.

— Вас лишили серебра Сочи-2014, пожизненно отстранили, потом оправдали, но на Играх-2018 выступить не позволили. Это добавляет спортивной злости на этих соревнованиях?

— Да, добавило, и большое желание появилось поехать на эту Олимпиаду, потому что я отбиралась и само участие — это уже достижение для спортсмена. Поэтому я была даже не озлоблена, я была уверена, что на эту Олимпиаду я поеду. Просто дополнительно мотивировалась тем, что да, на прошлой мне не позволили поучаствовать, не пригласили. А на эту я была уверена, что поеду, но и как-то мотивировалась тем, что на этой Олимпиаде надо будет доказать, что вы, ребята, меня отстранили, потому что боитесь, и правильно — бойтесь, бойтесь.

— Какую цель поставили себе на эту Олимпиаду?

— Цель как бы меняется, она зависит от желания. Сейчас цель зависит от моего самочувствия, я переболела ковидом и смотрю на свое самочувствие, и моя цель выступить достойно и подойти в максимальной форме к соревнованиям 13-го числа, потому что мне надо... (смеется).

— Многие спортсмены жалуются на еду, сильные морозы, плохой лед. С какими трудностями столкнулись вы?

— На еду я жаловалась, по-моему, до 1 февраля, потому что никто еще не заехал и здесь особо ничего не было — однообразная кухня, ничего особенного, даже хлопьев не было, какое-то такое скучное было питание и, можно даже сказать, не очень вкусное. А сейчас, когда 1-го числа все начали подъезжать и когда вот сейчас Олимпиада открылась, то вообще все здорово. Конечно, все это уже однообразно, ничего нового не добавляется, но я все равно нахожу выбор и мне все вкатывает. На стадионе плохой лед? Нет, мне нравится стадион, вообще все топчик, начиная с того, как мы туда доехали, нам требуется на это 15-20 минут, как нас туда привезли, как мы пришли в раздевалку — мне все вкатывает, мне все нравится, весь стадион от начала до конца.

— Если сравнивать Сочи-2014 и Пекин-2022, как отличается атмосфера и организация на Играх?

— Это грустно, когда я начинаю сравнивать. Мне становится очень печально, потому что те воспоминания, которые у меня есть о Сочи, какой там был праздник, какие эмоции, какая энергетика там была — это, конечно, несравнимо с тем, что здесь сейчас. Здесь грустно, все более спокойно, здесь много ограничений, маленькая деревня, тут все в заборе, все люди в этих костюмах. Короче, это не очень все выглядит. Ну а если брать организацию и атмосферу стадионов, то она абсолютно идентична для меня. Единственное, что здесь масса волонтеров, но они не на русском разговаривают, и когда ты заходишь на объект, когда ты потерялся или хочешь засунуть свой нос в какой-то угол, они сразу же бегут, начинают что-то шебуршать на своем китайском, мельтешить, и ты понимаешь, что делаешь что-то не то и туда тебе не попасть, потому что они тебя не пустят. А так количеством волонтеров, атмосферой, температурой, красками, светом, энергетикой — все для меня очень похоже, как было в Сочи.

— Недавно вы переболели коронавирусом. Теперь за ПЦР-тесты не переживаете?

— Да, я недавно переболела и теперь на ПЦР-тесты хожу не переживая. Я теперь с иммунитетом — это у меня проездной, типа, билет.

— У спортсменов ограничены маршруты передвижения, приходится много сидеть в номере. Как проводите свободное время?

— Да, здесь особенно никуда и не сходишь. Да даже как бы и желания нет. Здесь прохладно довольно становится, днем вроде комфортно, тепло, а вечером прям так морозно, приходится утепляться. Я открыла для себя штаб медицинский ФМБА, он находится у меня в доме, и все свое свободное время я посвящаю восстановлению, хожу на процедуры, там вакуумные штаны, массажи, общение, просмотр какого-то фильма, стираю вещи. Мое любимое занятие — это стирать вещи, не знаю уже какой год. Это как мое мини-хобби — процедуры по стиранию вещей. На нижнем этаже у меня живет тренер — если совсем скучно станет, зайду к нему, обсудим тренировку, видео посмотрим. В общем, пока мне некогда скучать.

— Почему у вас закрытый Instagram? Наверняка много болельщиков все равно подписывается, чтобы поздравить или пожелать удачи.

— У меня был раньше открытый, потом стал закрытый, потому что очень много людей, которые мне не друзья. Для меня Instagram — это как мой дневник, маленькая частичка моей жизни, и до Олимпиады не хотелось его всем показывать, поэтому закрыла. Но сейчас в связи с последними событиями — столько людей меня поддерживают, поэтому, может быть, и открою. А может быть, и буду так каждого персонально рассматривать. В этом же тоже есть плюс — когда закрытый и человек добавляется тебе в друзья, ты отдельно его рассматриваешь, смотришь его страницу. А если у тебя открытый, то там все добавились, кто-то просто добавился и я даже не успела рассмотреть его. Поэтому не знаю, возможно, перед соревнованиями вообще не буду заходить в этот Instagram, потому что это отнимает время.

Читайте другие наши интервью: с комментаторами Виктором Гусевым и Романом Нагучевым, теннисистками Вероникой Кудерметовой и Еленой Весниной, паралимпийцем Андреем Вдовиным, с игроками женской сборной по баскетболу 3х3, а также лыжницей Юлией Ступак.