Zoran Zeremski/Shutterstock
Zoran Zeremski/Shutterstock

Почему в науке так мало женщин? Вот несколько путей решения этой проблемы

Дискриминация и отсутствие примеров для подражания сводят девушек с пути науки

Почему в эпоху, когда девушки, казалось бы, преуспевают во многих сферах деятельности, все еще так мало женщин-физиков, инженеров и математиков? Все дело в социальных барьерах, стереотипах, гендерных предубеждениях и обстановке в университете и на рабочих местах. В честь Международного дня женщин и девочек в науке рассказываем о том, что влияет на их выбор карьеры, с какими препятствиями они сталкиваются и что делать, чтобы восстановить равную репрезентацию в этой сфере.

Почему существует гендерный разрыв?

В то время как научная сфера может похвастаться самым разнообразным выбором профессий, процентное соотношение женщин в них часто намного меньше, чем мужчин. Это приводит к большому гендерному разрыву. Сегодня женщины составляют менее 30% исследователей во всем мире. Этот очень небольшой процент приводит к еще меньшему количеству девушек на работе по соответствующей специальности.

Есть несколько возможных причин столь большого разрыва между полами. Понимание того, что именно его вызывает, жизненно важно, чтобы его сократить.

Отсутствие образцов для подражания

История не на стороне женщин. Кого вы вспомните первым, если попросят перечислить великих ученых? Вероятно, на мысль сразу придут Эйнштейн, Менделеев или Ньютон. Разница между количеством мужчин и женщин в науке может быть связана с разницей в гендерном представительстве, наблюдаемой на протяжении всей истории.

Часто мы тяготеем к образцам для подражания, которые кажутся нам похожими: если кто-то вроде нас смог осуществить свою мечту, то и мы сможем. Отсутствие примеров женщин в науке означает, что у девочек меньше людей, на которых можно равняться. Из-за этого они часто решают не заниматься той или иной деятельностью. Наставничество чрезвычайно важно для всех, кто хочет получить степень, навыки и сделать карьеру.

Многие девушки признаются, что смогли построить карьеру в науке именно благодаря найденному кумиру-женщине. Равная репрезентация женщин-ученых в книгах и на уроках может изменить ситуацию.

«Не женское дело»

Дискриминация, с которой женщины сталкиваются со стороны преподавателей в студенческие годы, может оттолкнуть их от научных специальностей и, таким образом, не допустить к соответствующим профессиям в будущем.

Стереотипы о том, что у женщин меньше природных талантов, чем у мужчин, не оправданы. Исследования показали, что женщины работают в областях науки так же хорошо, как и мужчины. Юноши и девушки примерно равны по фактическим навыкам, а пол не имеет значения. Но из-за стереотипов и сексизма многие девочки отказываются от желания идти в науку, еще в детстве выбирая специальность, которая в перспективе доставит меньше хлопот.

Сексизм на рабочем месте

Многие женщины, которые пытаются попасть в научные сообщества, где доминируют мужчины, часто сталкиваются с недружелюбной обстановкой и токсичной корпоративной культурой. Сексизм на рабочем месте может проявляться по-разному: начиная тем, как коллеги разговаривают с девушками, заканчивая относительно низкой заработной платой и отсутствием продвижения по службе.

Отсутствие руководительниц также выстраивает высокие барьеры. С меньшим количеством женщин на вершине, которые помогают бороться с сексизмом, система равенства рушится и не приносит пользы никому.

Женщины, которые вспоминают о дискриминации на работе, часто упоминают синдром самозванца и ощущение чрезмерного давления. Такое давление быстро выливается в выгорание и разочарование специалисток. А это, в свою очередь, приводит к тому, что те немногие девушки, которые делают карьеру в сфере науки, уходят на ту работу, где они чувствуют меньше давления и больше уважения.

Как привлечь женщин в науку?

Есть несколько способов, которые помогут повысить количество девочек, заинтересованных в научных дисциплинах.

Говорите о женщинах-ученых

Учителям младших классов рекомендуется подчеркивать исторический вклад женщин в науку. Такой разговор помогает понять, что и мужчины, и женщины внесли важный вклад и построили будущее, которое мы имеем сегодня. Подобные беседы только мотивируют и вдохновляют школьниц на будущие успехи.

От Валентины Терешковой и Салли Райд до Марии Кюри, Эмили дю Шатле и Ады Лавлейс. На самом деле истории знакомо множество важных женщин-ученых, которых было бы интересно обсудить.

Необязательно говорить только об исследовательницах из прошлого. Сегодня мир полнится талантливыми девушками. Например, докторант Шеннон Эссвайн разрабатывает вакцину от вируса Зика, доцент кафедры астрофизики Виктория Эшли Виллар изучает Вселенную с помощью искусственного интеллекта, а Дана Ле управляет медтехинкубатором.

Поощряйте старшеклассниц посещать занятия по математике, физике, химии, информатике и инженерии и объясняйте им, что интеллектуальные навыки всегда можно приобрести и они не зависят от пола.

Боритесь с сексизмом в науке

Люди по всему миру работают над тем, чтобы положить конец различным формам дискриминации. Политические движения, законодательство и нетерпимость к неподобающему поведению — все это способы разоблачения и подавления сексизма.

Университеты и рабочие места могут быстро и справедливо реагировать на любые сообщения о дискриминации и показывать, что это недопустимо.

Мы надеемся, что вопрос о том, почему в науке так мало женщин, скоро исчезнет. Консервативные модели прошлого можно изменить. От этого выиграют все. Благодаря большему разнообразию и включению в области науки женщин можно сделать новые открытия и получить возможности, которые помогут всему обществу.

━━━━━

Анастасия Дегтярева