Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Только ли письмами и звонками? Как заключенные поддерживают связь с внешним миром

Они могут общаться по видеосвязи и ходить на длительные свидания. Иногда — даже за пределы колонии

Очередную колонию подключили к «Зонателекому» — сервису общения заключенных с близкими. Количество способов связи осужденных с внешним миром строго ограничено, однако из-за психологического давления в изоляции отбывающим срок необходима коммуникация. Рассказываем, через какие каналы им позволено поддерживать общение и какие правила для этого необходимо соблюдать.

Как заключенные могут общаться с внешним миром?

Отправка бумажных и электронных писем. В среднем доставка занимает около трех дней, но бывает и дольше — все зависит от длительности проверки цензорами. Услуга предоставляется за отдельную плату и зависит от ценовой политики почтового сервиса. Любая из сторон может заранее оплатить ответ: при печатной переписке в конверт положат дополнительный белый лист, а на электронную почту вышлют отсканированный бланк.

Телефонные звонки. Они проходят через администрацию учреждения — для них необходимо получить разрешение от следователя или начальника исправительного учреждения (ИУ). При этом одобрить также должны сам номер телефона, на который будет звонить осужденный. До вынесения приговора получить одобрение крайне сложно из-за риска передачи важных сведений заинтересованным лицам. Лимита по количеству звонков нет, но регламентирована максимальная длительность одного разговора — она не должна превышать 15 минут. Все разговоры записываются и прослушиваются.

Свидания. Для них нужно получить разрешение от следователя, судьи или начальника тюрьмы. По закону свидание можно провести не только с родственниками (родители, усыновители, дети, братья и сестры, внуки, бабушки и дедушки, супруги), но и с третьими лицами. Однако с последними встреча будет короче. Сожители могут предоставить начальнику колонии доказательства совместного проживания — например, свидетельство рождения ребенка.

Краткие встречи длятся до четырех часов, длительные — до трех суток. Все они проходят на территории исправительного учреждения. Реже заключенным могут позволить встречу за пределами ИУ: например, по семейным обстоятельствам или одиноким родителям, имеющим за пределами колонии ребенка младше 14 лет. За год осужденным положено по три краткосрочных и три долгосрочных встречи с близкими и друзьями.

Иметь сотовые телефоны заключенным запрещено, но некоторые получают их подпольно по местной «валюте» или через связи.

Как проверяются письма?

В письмах запрещено упоминать расположение помещений исправительных учреждений, количество сотрудников, а также обсуждать план побега — даже завуалированно. Цензоры сразу обнаружат шифр, потому как хорошо этому обучены. Не должны использоваться пароли и кодовые слова. Если даже заключенный укажет кличку человека, то сотрудники учреждения пригласят его на разговор для объяснения.

Если у осужденных есть нелегальный сотовый телефон, они могут попытаться передать свой номер близким с помощью шифра в письме: «Жду нашего свидания уже девять месяцев. Трижды крепко целую и пять раз обнимаю…» и так далее. Все подобные схемы давно тщательно изучены сотрудниками ФСИН и поэтому строго отслеживаются.

До окончания следственных действий писать своим близким о деталях дела — тем более неизвестных правоохранителям — не рекомендуется. Эту информацию сразу же передадут следователям, что в конечном счете может повлиять на вынесение приговора. Если человек уже отбывает срок, то упоминание обстоятельств преступления уже не сыграет против осужденного. Примечательно, что в некоторых ИУ запрещают ругаться матом в письмах, а в некоторых — нет.

Внимательно писать письмо стоит не только заключенным, но и их адресатам. Если в тексте будет содержаться призыв к экстремизму, суициду, агрессии или насилию, то мало того что письмо не дойдет до осужденного, так еще и автора привлекут к ответственности.

Исключение для цензоров составляют письма, которые осужденный пишет вышестоящим должностным лицам, президенту РФ, уполномоченному по правам человека, в правозащитные организации, в прокуратуру, исполнительные органы, а также из «черной зоны». В таких колониях власть негласно принадлежит авторитетам из числа заключенных на условиях договоренности с местной администрацией. Все письма и посылки там бесцензурно проходят через «черный ход».

У заключенных есть собственный оператор связи?

Да, например — «Зонателеком», запущенный еще в 2010 году. Он работает по закрытой телефонии, поэтому передаваемые данные строго защищены. С помощью «Зонателекома» с заключенными можно связываться по телефонной связи, проводить видеозвонки, слать им электронные письма, фотографии и переводить денежные средства. Количество учреждений, входящих в сеть, постоянно увеличивается, сказано на официальной странице сервиса.

Сервис проводит для своих пользователей акции и предлагает разные тарифы — например, для денежного перевода в размере до 9 999 рублей процентная ставка составит 5% плюс 30 рублей. За сумму больше — 1,9%. Также через «Зонателеком» для осужденных можно оформить подписку на периодику: на выбор представлены более 300 изданий, включая сканворды, мужские, женские и семейные журналы.

Как еще можно связаться с заключенным?

Еще один сервис, поддерживающий отправку электронных писем и видеосвязь, — «Родная Связь». Стоимость за видеозвонок составит 80 копеек за минуту для зарегистрированных пользователей с приложением, позволяющим безопасно принять вызов. Для телефонной связи оно не нужно. Если по какой-то причине переговоры не состоялись (например, заключенного задержали на производстве или перевели в другую колонию), сервис вернет деньги.

Письма заключенным можно отправить через официальный портал «ФСИН-письмо». По данным сервиса, через него уже доставлено более 9,6 млн писем. Общая стоимость письма рассчитывается по следующей схеме: одна страница до 2,5 тыс. знаков стоит 55 рублей. Фотография — 30 рублей. Связаться с осужденными также можно через «Почту России», но для этого придется указать точный адрес ИУ (во «ФСИН-письме» достаточно выбрать одно из представленных исправительных учреждений).

Некоммерческий проект «Росузник» позволяет отправить письмо лицам, числящимся в списке политзаключенных, на пожертвования. Среди основных тегов для выбора конкретного человека можно найти «оправдание терроризма», «беженцы», «дело канских подростков», «студент» или «нежелательная организация». С разрешения автора текст письма может быть опубликован на сайте проекта.

А что насчет посылок?

Отправить посылку заключенному можно через специализированный интернет-магазин (фсинмагазин.рф или fsin-mag.ru), «Почту России» или передать при личной встрече, что не всегда удобно из-за удаленности ИУ. Наиболее выигрышным с точки зрения условий доставки будет именно магазин, потому что там ассортимент состоит только из разрешенных продуктов. В случае с «Почтой России» все сложнее — сотрудники не знают правил ФСИН, поэтому посылку примут, но вот до колонии она уже может не дойти из-за нарушения правил.

Заключенным нельзя передавать пожароопасные и взрывчатые вещества, деньги, оптические приборы, игральные карты, духи и многое другое. С полным перечнем ограничений можно ознакомиться на портале ФСИН. Также нужно учитывать, что общая масса продуктов, одежды и предметов, которые разрешено хранить заключенному, не должна превышать 36 кг.