CD, винил и кассеты вернулись: почему физические носители снова в моде?
Для большинства современных людей виниловые пластинки, компакт-диски и аудиокассеты — это устаревший метод прослушивания музыки. Казалось бы, зачем они нужны, если у каждого есть Apple Music, Spotify или «Яндекс.Музыка»? Однако подсчеты говорят об обратном: продажи винила бьют 30-летние рекорды, CD впервые почти за два десятилетия идут на подъем и даже кассеты уже девять лет подряд увеличивают свою долю на рынке. Как физические носители снова обрели популярность и почему к этому тренду стоит присмотреться даже самым отъявленным фанатам диджитала? Разбираемся.
Физические носители — это вопрос моды
Особенно популярным приобретение винила, дисков и кассет стало в период пандемии. Проводя практически все свое время дома, люди остро почувствовали желание что-то коллекционировать, обладать чем-то физически ощутимым.
При этом винил и диски не заменяют диджитал, а становятся приятным дополнением к нему — предметом интерьера или артом, которым можно украсить дом. Согласно исследованию Deloitte за 2017 год, 50% покупателей пластинок ни разу их не прослушали, а у 7% даже не было подходящих проигрывателей.
Еще один фактор — мода на ретро. Людям нравится владеть красивым винтажным альбомом с обложкой, а не бездушной папкой с треками в телефоне. Эксперты сравнивают тягу к дискам и пластинкам с бумажными книгами: «Наличие материального носителя позволяет использовать их как “витрину” и продемонстрировать любовь к автору».
Тренд на физические носители привел к тому, что в США впервые с 2004 года зафиксировали рост продаж компакт-дисков (до $584,2 млн), а выручка от винила и вовсе достигла $1 млрд. Аудиокассеты, в свою очередь, стали идеальным бонусным мерчом — свои альбомы на этом носителе выпускают такие музыканты, как The Weeknd, Дуа Липа и Джастин Бибер. А для фанатов менее известных исполнителей покупка пластинки или диска — это лучший способ поддержать артиста финансово.
Теплый, ламповый звук
Музыка на физических носителях — это не только тактильный экспириенс, но и особенное звучание. По мнению специалистов, качество звука на виниловых пластинках намного выше, чем на цифровых платформах.
Прежде всего это связано с тем, что ни один потоковый сервис не будет жизнеспособен без технологии сжатия звука (платформы вынуждены делать это, чтобы свести к минимуму размер аудиофайла). При сжатии треки теряют не только размер, но и качество. Это означает, что человек попросту не услышит некоторые детали саунд-дизайна. Для рядового слушателя это может быть не так важно, но для настоящего фаната музыки потеря глубины звука действительно критична.
Также поклонники винила нередко говорят о теплоте звука, которую обеспечивает отсутствие цифровой обработки. Воспроизведение в этом формате чистое, а звук имеет характерное тепло и кажется живым. Для того, чтобы максимально прочувствовать эту атмосферу, эксперты советуют послушать на виниле что-нибудь из классического рока — например, старые пластинки группы Pink Floyd.
Однако некоторые считают, что тезис о якобы более качественном звуке на виниле (нежели на компакт-дисках или стриминговых платформах) — не более чем миф. Особенно это касается современной музыки, которую записывают на студии в цифровом формате. В этом случае альбомы, выпущенные как на виниловых, так и на цифровых форматах, практически неотличимы. Хороший звук всегда начинается с хорошей записи и того, как ее создал звукорежиссер. Если ошибки были сделаны с самого начала, разницы в качестве между винилом и другими форматами не будет.
На виниле, дисках и кассетах можно заработать
Коллекционирование физических носителей может приносить не только эстетическое удовольствие, но и серьезные финансовые дивиденды. Некоторые покупают их за небольшие деньги и перепродают с наценкой, другие же — зарабатывают на казалось бы устаревших предметах целое состояние.
Так, в 2016 году винил с двумя хитами группы The Beatles — Till There Was You и Hello Little Girl — был продан на аукционе Omega Auctions за $110 тыс. Раритет несколько десятилетий провалялся на чердаке клавишника другой ливерпульской группы Gerry and the Pacemakers Леса Магуайера.
Одной из самых дорогих кассет в мире стала редкая запись Принса, бесплатно выпущенная к неделе моды в Париже в 1995-м — ее продали за $4,1 тыс. Среди дисков примечательной стала продажа коллекционного издания Боба Дилана — The Cutting Edge 1965–1966: The Bootleg Series Vol.12: Collector’s Edition — за него отдали $2,7 тыс.
Иногда физические носители экологичнее
Может показаться, что прослушивание треков в сети намного экологичнее производства дисков и пластинок, но это не всегда так: стриминги тоже негативно влияют на природу, ведь им требуется много энергии. Какой из вариантов прослушивания более экологичный, зависит от частоты прослушивания музыки.
«Если вы слушаете композицию или альбом более 27 раз, то для природы будет безопаснее купить CD с этой музыкой. В таком случае, на производство и дистрибуцию диска будет потрачено меньше энергии, чем на многократное проигрывание одного и того же в интернете», — объяснил профессор музыкологии университета Осло Кайл Девайн.
Если пользователь решил приобрести физический носитель, главное — хранить их аккуратно. В этом случае, (несмотря на то, что их производство далеко от экологичности) они смогут прослужить вам долго, чем сократят нагрузку на стриминговые платформы.
Могут ли физические носители заменить потоковую передачу?
Скорее всего, нет: сегодня стриминги уверенно доминируют на музыкальном рынке. Платные подписки принесли 57,2% дохода от продажи музыки в США — всего $8,6 млрд, а потоки с поддержкой рекламы — $1,8 млрд. Тем временем продажи компакт-дисков и виниловых альбомов (без учета кассет) составили не более 11% выручки.
В современном мире, где большая часть социальных взаимодействий происходит в онлайне, винтажные форматы вроде пластинок и дисков могут казаться чем-то архаичным, однако именно в них сохраняется дух ценности и постоянства, которого нет у альбомов из Spotify и других сервисов.
━━━━━
Никита Прунков