Депрессия и дискриминация: с какими проблемами сталкиваются дети-беженцы?
Россия принимает беженцев из Донбасса уже не первый год. Только за последний месяц из-за обострения ситуации на Украине число прибывших увеличилось до 400 тыс. человек — и оно продолжает расти. Самой уязвимой группой из-за вынужденного переезда оказываются дети. По данным ЮНИСЕФ, один из восьми детей в мире — мигрант. Рассказываем, почему именно несовершеннолетние страдают из-за переселения больше всех и каким образом происходит их дальнейшая адаптация.
Почему любой вынужденный переезд — стресс для человека?
Согласно принятой Генеральной Ассамблеей ООН Международной конвенции 1951 года, под беженцем понимают человека, который боится стать в родной стране жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. По этой причине он вынужден покинуть свою страну и попросить убежища в другой.
Независимо от возраста, национальности и половой принадлежности все беженцы так или иначе испытают сильное психологическое потрясение — как во время переезда, так и после. Ведь причиной переселения зачастую становятся экстремальные условия: вооруженные конфликты, военные действия, природные катаклизмы, национальные гонения. Таким образом, ситуация изначально травматична для любого человека, а если добавить к этому перемену национально-культурной среды, то получится целый комплекс эмоциональных потрясений.
Последующая адаптация сопровождается социальной растерянностью и сильным стрессом. Беженцы остаются один на один со своими проблемами в чужой стране, где каждый теперь предоставлен самому себе. Одиночество, языковой барьер и безработица заставляют беженцев аккумулировать все имеющиеся силы. Многие оказываются в изоляции от своих друзей и родных, поэтому даже имеющиеся психологические ресурсы быстро истощаются.
Все это усугубляется необходимостью интегрироваться в школы, офисы и другие социальные институты, тогда как местные жители далеко не всегда приветливо встречают новоприбывших. Существует риск того, что беженец вовсе не сможет адаптироваться к новой среде и окружению — например, из-за непривычных природно-климатических условий, религиозных и культурных отличий.
Как вынужденное переселение отражается на детях?
Предшествующие переезду события уже оставляют глубокий след в психике ребенка, а само переселение способно совершенно перестроить его внутреннее видение мира. Прежде всего это зависит от возраста ребенка и его способности переживать потрясения. Так, дошкольники, изначально привязанные к родителям, еще больше начинают тяготеть к старшим, чтобы заглушить сигналы стресса. А дети школьного возраста — отставать в учебе. Но самым значительным стрессором в сложившихся обстоятельствах для ребенка прежде всего становится неуверенность в будущем.
Организм ребенка в ответ на стресс вырабатывает среди прочих гормон кортизол — он помогает регулировать обстановку и справляться с негативными переживаниями. Обычно кортизол выбрасывается короткими всплесками, но при долгих переживаниях гормон высвобождается практически постоянно. Это, в свою очередь, приводит к повреждению гиппокампа — части мозга, отвечающей за обучение и память. Таким образом, длительные переживания могут привести к значительным трудностям ребенка при адаптации в школе. Кроме того, ученые выяснили, что перманентный стресс передается по наследству — то есть будущее потомство детей-беженцев может перенять некоторые неврологические отклонения.
С какими трудностями сталкиваются дети беженцев?
Разлука с близкими. Когда в стране происходят военные действия или катаклизмы иного характера, семьям не всегда удается покинуть ее в полном составе. Как, например, на Украине или в Донбассе, где мужчинам призывного возраста временно ограничили выезд с территории ДНР и ЛНР. Какое-то время ребенок продолжает расти без отца или других близких, которые были вынуждены остаться.
Бюрократия. В новой стране для оформления документов о законном пребывании, для зачисления в детсад и школу понадобится немало времени и сил (особенно учитывая и без того большие очереди детей, претендующих на место). Чтобы подтвердить статус беженца, необходимо будет обратиться в миграционный орган и указать причину, по которой вынужденному переселенцу что-то угрожает, пройти множество собеседований и скринингов.
Образование. Далеко не все дети беженцев имеют возможность осесть в крупных городах и развитых поселениях со школами. Из-за этого ребенок остается отрезанным от важнейшей части своей социализации — школьного обучения. Дети, не получающие образования, чаще чувствуют себя беспомощными и одинокими, что усиливает чувство уязвимости и повышает шансы дальнейшей радикализации, а также ставит под угрозу их будущее.
Другая проблема образования связана с полной сменой учебной программы. Она может преподаваться на другом языке, поэтому, прежде чем приступить к основному обучению, дети беженцев должны освоить новый язык — а это для этого придется приложить немало усилий.
Дискриминация. Как во дворе, так и в учебном учреждении ребенка могут начать притеснять местные дети — из-за другого цвета кожи, языка, да и просто потому что «чужой». Ребенок беженцев, стараясь сохранить свою идентичность, при отторжении окружающего мира еще больше замкнется в себе.
Отсутствие первичных благ. Нередки случаи, когда дети-беженцы лишены средств первичной гигиены, медицинской помощи и надлежащего жилья, также им может не хватать еды и питья. Наряду с психическим истощением организма отсутствие жизненно необходимых благ ведет и к дефициту физических сил. В итоге замедляется развитие ребенка, которое в первые годы его жизни должно протекать активно как никогда.
Депрессия. Вследствие перечисленных трудностей дети переживают стресс и тревогу — а это чревато возникновением депрессии на психоэмоциональной почве. Если вовремя не залечить эти раны, ребенок рискует перенести их в свое ближайшее будущее и оказаться в еще более опасном состоянии. Посттравматическое стрессовое расстройство может привести к бессоннице, приступам паники и даже формированию нездоровых привычек.
Какие меры предпринимают страны для адаптации детей беженцев?
Психологи различают три основных этапа социальной адаптации беженцев любого возраста — разрушение (вынужденное покидание дома), формирование («строительство» нового дома) и стабилизация (пускание корней). Первую фазу мы уже подробно разобрали выше, поэтому перейдем к формированию.
В первую очередь детей-беженцев необходимо обеспечить стабильностью и спокойствием. Нормализация рутины может принимать различные формы, но одной из важнейших и наиболее эффективных по-прежнему остается школа. Она дает детям ощущение предсказуемости, структурированности и значимости. Для этого принимающие страны должны помогать беженцам устраиваться в школы по упрощенной процедуре, внедрять специальные учебные группы для беженцев. Во многих государствах эта мера остается еще на стадии проработки.
Еще одна важная ступень — оказание психологической поддержки. Как правило, на территории стран работают специальные центры помощи детям-беженцам. Прийти на терапию можно целой семьей: это позволит обсудить текущие трудности, сформировать новые привычки и приспособиться со своими к чужой среде. В России, например, узнать о ближайшем таком центре можно по телефону службы экстренной психологической помощи МЧС +7 495 989 50 50.
Принимающие страны также занимаются благоустройством жизни для беженцев — предоставляют им жилье, первичные блага, помогают трудоустроиться и получить социальные гарантии (в дополнение к разовым или постоянным выплатам). Если не удается в короткие сроки найти новый дом, то местные власти размещают переселенцев в пунктах временного пребывания.
Кроме того, успешная адаптация детей состоит в непрерывном диалоге детсадов и школ с родителями ребенка — воспитательные и учебные учреждения должны сообщать семьям о поведении детей, их самочувствии для своевременного выявления возможных проблем. И только после успешного выполнения изложенных мер будет возможна дальнейшая стабилизация ребенка в новой стране.