Vadim Ghirda/AP/TASS
Vadim Ghirda/AP/TASS

«Животные вынуждены стать беженцами»: как спасают зоопарки и приюты Донбасса и Украины

Большинство подопечных из-за бомбардировок испытывают сильнейший стресс. Некоторые его не выдерживают

В России стартовала кампания по оказанию помощи зоопаркам и приютам Донбасса и Украины. По данным общественной палаты РФ, в помощи нуждаются десятки тысяч подопечных, включая медведей, волков, обезьян, львов, верблюдов, лам, страусов, а также кошек и собак. За все время военных действий пострадало множество животных: им нужны лекарства, корм и помощь в транспортировке. Рассказываем, какие потери понесли зоопарки и приюты Донбасса и Украины, а также как проходит их эвакуация.

Как зоопарки и приюты переживают военные действия?

Еще 25 февраля в результате обстрела Докучаевска в ДНР пострадал городской зоопарк. Тогда сотрудники зафиксировали несколько повреждений остекления — о пострадавших животных не сообщалось. На территории «зооуголка» проживают утки-мандаринки, горные гуси, муфлоны, крокодил и лошади.

Директор зоопарка «Парк XII месяцев» под Киевом Михаил Пинчук рассказал, что после ограничения доступа к электроэнергии, газу и пропитанию многие животные были вынуждены дожидаться спасения в холодных вольерах, но дожить смогли не все. Так, 18 марта умер тамарин (относится к роду обезьян), который заснул от «усталости и холода», но так и не проснулся.

Другие животные тем временем испытывают сильнейший стресс — и виной тому не только физическое, но и психологическое истощение. Постоянные бомбежки, полученные ранения и потеря сородичей вынудили их замкнуться: они подавлены и больше не хотят выходить из своих даже открытых клеток. Сердце некоторых из них не выдержало. Пока в зоопарке продолжались эвакуация и бомбежки, там родился зебренок — его назвали Маленький Зе.

Vadim Ghirda/AP/TASS (Эвакуация частного зоопарка в селе Ясногородка на окраине Киева)
Vadim Ghirda/AP/TASS (Эвакуация частного зоопарка в селе Ясногородка на окраине Киева)

В начале марта зоопарк Харькова «Фельдман парк» оказался практически на первой линии огня. «Мой дом (директор зоопарка забрал нескольких животных к себе домой — прим. ред.) превращается в “Ноев ковчег”. В каждой комнате, в каждом закоулке кто-то живет, — писал руководитель зоопарка Александр Фельдман. — Беженцы сегодня — это не только миллионы наших земляков, женщины, дети, старики. Беженцами вынуждены стать и животные, дома которых оказались под постоянным обстрелом».

31 марта в «Фельдман парке» сообщили о гибели пары бизонов — родителей десятимесячного детеныша, который теперь остался один. Ранее зоопарк лишился четырех ланей, трех валлийских коз и десяти благородных оленей, в чей вольер попал снаряд. Еще 20 оленей успели выбежать и скрыться в близлежащих лесах. После этого директор зоопарка обратился к своим читателям с просьбой не стрелять по животным в лесах.

Приюты для бездомных (и часто брошенных) животных также находятся под угрозой постоянных обстрелов. Ранее мы уже разговаривали с донецким приютом «ПИФ», где нам рассказали о стрессе среди подопечных — особенно пожилых кошек и собак. Многих животных добровольцы сами находили ранеными в районах Донбасса, после чего приносили в приют или оставляли у себя.

Станислав Красильников/ТАСС (Собака в одной из школ ЛНР)
Станислав Красильников/ТАСС (Собака в одной из школ ЛНР)

Обнаруженных животных местные жители пытаются пристроить через тематические паблики — например, с помощью группы помощи «White Bayard» в Донбассе. Там же другие пользователи размещают объявления о поиске своих потерянных во время эвакуации питомцев.

Каким образом спасают и эвакуируют животных?

Чтобы животные смогли перенести долгую дорогу, сначала их необходимо накормить и напоить. Одно это обстоятельство доставляет немало хлопот, потому как электро- и водоснабжение во многих зоопарках и приютах не работает. Питьевую воду волонтеры и сотрудники вынуждены привозить из более далеких пунктов, где снабжение налажено.

Раньше сообщение с внешним миром происходило через мосты, но теперь они взорваны. Поэтому минимальный груз сотрудники принимают из рук в руки. Кроме того, животных, которых готовят к транспортировке, нужно обеспечить достаточным объемом медикаментов, а при необходимости — сопровождающим ветеринаром. Такая возможность тоже не всегда появляется сразу. Сама перевозка проводится в клетках или специальных контейнерах — в том, что осталось целым.

Принимают подопечных буквально все, кто может, — это и сотрудники зоопарков, и добровольцы, у которых есть участок земли для временного содержания пострадавших. По гуманитарным коридорам животных отвозят в Россию, а также через Польшу в Испанию, Бельгию и другие страны.

Vadim Ghirda/AP/TASS (Эвакуация частного зоопарка в селе Ясногородка на окраине Киева)
Vadim Ghirda/AP/TASS (Эвакуация частного зоопарка в селе Ясногородка на окраине Киева)

Чтобы заботиться об оставшихся в вольерах животных, сотрудники принимают посильную помощь. Особенно приветствуются дизель (для обогрева помещений) и продуктовые наборы: курица (и любое другое птичье мясо), куриные субпродукты, говядина, конина, морковь, овес и яблоки.

Большинство животных из приютов ДНР и ЛНР продолжают эвакуировать в Россию: этим занимаются благотворительные организации и кураторы — волонтеры, которые закреплены за конкретными животными, пока те не найдут новую семью.

Какие еще меры предпринимаются для их спасения?

Центр сбора гуманитарной помощи «Зоодруг» при Общественной палате России принимает пожертвования, лекарства для животных, бытовую химию, стройматериалы и корма. Главное правило — закрытая упаковка и долгий срок хранения. Центр по сбору помощи для животных в Москве будет работать с понедельника по субботу утром и вечером.

«Запуская проект "Зоодруг", мы понимали, что о помощи животным задумываются далеко не в первую очередь, но и они не должны страдать по вине человека», — отметила председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Елена Шаройкина.