ТАСС/Ведомости
ТАСС/Ведомости

От «Горбушки» до торрентов: как появилось кинопиратство и насколько оно вредно

Индустрия развлечений десятилетиями демонизировала это явление, но иногда оно может быть даже полезным

21 апреля в московском кинозале WIP пройдет премьера нового фильма Мэтта Ривза «Бэтмен». Вернее, его пиратской версии, скачанной с торрентов. По словам организаторов, это «художественный жест», посвященный уходу голливудских студий из России. По случаю такой «акции» мы решили вспомнить, как вообще зародилось пиратство и разобрались, насколько оно вредоносно (или полезно) для кинематографа.

Как появилось кинопиратство?

История незаконного копирования кино берет свое начало в Америке 1910-х годов. Тогда единоличным владельцем патентов на использование киноаппарата и кинопроектора был изобретатель и бизнесмен Томас Эдисон. Он контролировал всю индустрию и жестко подавлял независимые киностудии, которые по его мнению несанкционированно использовали оборудование. «Правонарушителей» наказывали нанятые Эдисоном банды, которые врывались в кинозалы, разбивали аппаратуру, выгоняли людей и даже устраивали пожары в качестве запугивания.

Предприниматель настолько не хотел делиться патентом, что организовал специальный траст Motion Picture Patents Company, который боролся с нелегальными показами кино на судебном уровне. Остальных киноделов такой монополистский подход не устраивал: они активно боролись за свои права, и в 1918 году власти наконец приняли закон, согласно которому снимать и показывать кино мог любой желающий.

Кинорынок набирал обороты, но вместе с тем начало процветать и пиратство: фильмы брали в аренду, но показывали дольше срока, а хитрые дистрибьюторы продавали право на копирование ленты. Часть денег шла мимо официальной кассы, и студии попросту не могли отслеживать все махинации. Ближе к 1940-м в стране появились инспекторы и полицейские агенты в сфере пиратства, которые пресекали нелегальный показ фильмов, накрывали склады с ворованными пленками и сажали пиратов в тюрьму.

Что способствовало развитию пиратства?

Главные беды ждали киноиндустрию позже, когда на рынке появились видеоплееры. К началу 1980-х технологии подарили зрителям возможность самим стать пиратами — каждый обладатель видеомагнитофона мог без проблем перезаписать фильм на любое количество VHS-кассет. Очень быстро киноделы поняли, что бороться с этой проблемой невозможно, и начали сами выпускать официальные кассеты с фильмами для домашнего просмотра. В то же время появились так называемые «экранки» — люди ходили в кинотеатры на последние ряды и записывали на камеру фильмы на VHS с целью дальнейшей продажи.

Золотое время пираток пришлось на поздний СССР и Россию 1990-х — боевики с Арнольдом Шварценеггером или Джеки Чаном не показывали в кино и по телевизору, поэтому посмотреть их можно было только на кассете. В историю вошел легендарный рынок «Горбушка», где можно было купить последние киноновинки, а озвучки Леонида Володарского, Дмитрия Пучкова (Гоблина) и др. разлетались на крылатые цитаты.

Новую волну пиратства в конце 1990-х запустил формат DVD: диски были компактнее, а на одну «болванку» можно было записать до десятка фильмов. Но настоящую революцию в индустрии произвел интернет: если в 90-х там можно было едва посмотреть один ролик, то уже в начале XXI века спокойно обмениваться файлами весом в несколько гигабайт. Благодаря сети борьба с пиратством превратилась в сражение с ветряными мельницами, а контролировать интернет стало попросту невозможно — торрент-трекеры и сервисы для обхода блокировок все еще вполне простой способ посмотреть любимый сериал.

Пиратство это действительно так плохо?

Большинство киноделов регулярно высказываются о том, что пиратство — самое настоящее зло. Согласно исследованию Центра глобальной инновационной политики Торговой палаты США, только американские кино- и телеиндустрии ежегодно лишаются порядка $70 млрд, в результате чего рабочие места каждый год теряют более 500 тыс. человек.

Однако с этим тезисом согласны не все. Режиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов несколько лет назад высказывался о том, что борьба с кинопиратством — это в целом «аморальное занятие», а студии от этого почти не страдают. По его мнению, у многих людей (в частности россиян) просто нет возможности сходить в кино: «50 млн смотрят по телевизору рекламу о премьере фильма, но у них рядом нет кинотеатра, чтобы его посмотреть».

Согласиться с Бекмамбетовым можно, но все же частично. Пиратство действительно не всегда бьет по крупным студиям, и чаще всего популярные блокбастеры остаются в значительном плюсе. Ученые из университета Индианы доказали, что умеренное пиратство даже полезно для производителей и дистрибьюторов контента, поскольку работает как невидимый ценовой регулятор: если производитель выставит слишком высокий ценник, пользователи просто перейдут на пиратскую продукцию.

Однако от пиратства сильно страдают небольшие и средние студии с маленьким оборотом и мизерными бюджетами. Особенно это проблема проявилась в пандемийное время, когда кинотеатры были закрыты, а во всем мире увеличилось количество пиратских сайтов. Поэтому если вы любитель инди-кино и нишевых сериалов — не ленитесь и поддержите их рублем.

━━━━━

Никита Прунков