Российские ученые нашли гены, которые отвечают за агрессию в интернете
Часто ли вы злитесь, читая комментарии в какой-нибудь социальной сети? Ученые Донского государственного технического университета (ДГТУ) выяснили, как гены и зависимость от контекста влияют на поведение интернет-пользователя. Кроме того, исследователи заключили, что самые активные пользователи сети, а также те, кто часто конфликтует, менее подвержены влиянию контекста информации. Данные помогут психологам повысить эффективность профилактики и терапии негативных эффектов информатизации общества.
Три вида интернет-пользователей
Ученые ДГТУ установили, что на поведении интернет-пользователя сказываются генотип и уровень поленезависимости — способности человека преодолевать влияние информации на его психику. Исследователи заметили, что люди с сочетанием определенных групп генов токсично ведут себя в интернете. Среди них оказались гены COMT и DRD2, кодирующие ферменты дофаминергической системы мозга, которая отвечает за психофизиологическое состояние человека, а также ген BDNF, кодирующий нейротрофический фактор мозга.
Ученые рассмотрели несколько стратегий онлайн-поведения и выделили три главные группы, которые характеризуют действия пользователя в сети. Самыми популярными стали стратегии «Интернет для поиска информации» и «Интернет как мотивирующая сила (примеры других)». Часто в качестве ведущего типа активности выступала не одна стратегия, а их сочетание.
Респонденты первой группы в основном предпочитают развлекательный или пользовательский контент. Они часто используют онлайн-пространство, чтобы совершать покупки и искать информацию.
Пользователи второй группы проявляют агрессию, признаки национализма и экстремизма, а также предпочитают контент порнографического характера. Они активно участвуют в обсуждении «острых» тем и провоцируют других. В этой группе специалисты отметили совмещенный эффект генов BDNF : DRD2 и BDNF : COMT : DRD2.
Люди из третьей группы используют интернет в основном как источник информации и в большей степени потребляют контент, а не производят его.
Что выяснили ученые?
Результаты исследования показали, что люди, которые активно используют интернет с целью развлечения и общения (первая группа), а также для троллинга, язвительных комментариев или удовлетворения сексуальных потребностей (вторая группа) имеют более высокие показатели враждебности.
Такие люди демонстрируют более выраженную поленезависимость и тем самым способны психологически преодолеть влияние контекста информации.
Пользователей из первой и третьей групп объединяет уровень активности и цель поиска информации. Эта стратегия одинаково выражена вне зависимости от того, какой именно запрос они вбивают в поисковике. По словам ученых, такие люди в целом лучше ориентируются в информационной среде, а также демонстрируют более активное и уверенное поведение.