Гавриил Григоров/ТАСС
Гавриил Григоров/ТАСС

VK выкупит «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Новости». Главное о сделке

Условия покупки пока не раскрываются, однако мы знаем мотивацию компаний

Компания VK Company Limited договорилась с «Яндексом» о покупке «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Новости». Сервисы выйдут из состава компании и перейдут покупателю до 1 июля. Сделка может быть крайне выгодна для обеих сторон: VK получит новую аудиторию и консолидирует свои ресурсы, тогда как «Яндекс» избавится от новостных сервисов и продолжит свой путь как технологичная компания. Рассказываем все, что известно о покупке на данный момент.

Разговоры о продаже шли давно

Источники РБК сообщали, что идея продать «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен» возникла еще «четыре-пять лет назад», однако в компании вернулись к этому вопросу только прошлой осенью. Переговоры ускорились в начале марта этого года на фоне военной операции на Украине. Тогда сообщалось, что интересантами выступают несколько крупных компаний, главная из которых VK.

По информации источников, «Яндекс» принял решение о продаже «Новостей» и «Дзена» «в условиях усложнения доступа к капиталу» и «изменения экономической ситуации». В компании решили сконцентрироваться на развитии поиска и технологий (беспилотное вождение, облачные технологии, услуги заказа такси, электронная коммерция, видео/аудио и потоковое вещание).

Холдинг VK, в свою очередь, отмечает, что для совершения сделки стороны еще должны получить все необходимые согласования от корпоративных и регулирующих органов, включая Федеральную антимонопольную службу. Подробные условия сделки компания пока не раскрывает.

О сервисах и вопросах к ним

Новостной агрегатор «Яндекс.Новости» появился в 2000 году. Новости обрабатываются в режиме реального времени, а данные поступают от партнеров службы (от ведущих российских и зарубежных СМИ). По данным компании, ресурс ежедневно посещают более 10 млн пользователей.

Критика: к «Новостям» вопросы возникли еще в 2019 году. Тогда депутаты Госдумы говорили, что намерены проверить, как формируются новостные топы в агрегаторах, предполагая, что поисковые системы специально нагнетают социально-политическую ситуацию, оставляя в новостных топах заголовки с фейковой информацией.

Платформа «Яндекс.Дзен» была запущена в 2015 году. Она представляет собой ленту персональных рекомендаций, а также работает как площадка для блогеров и медиа, где можно публиковать посты, статьи, видео и вертикальные ролики. В 2021 году «Дзен» посещало в среднем 22,3 млн пользователей ежедневно.

Критика: со стороны властей к «Дзену» претензий особо не было (не учитывая проблему с фейками в 2020 году), однако пользователи то и дело отмечали, что материалы на платформе абсолютно не фильтруются модераторам, поэтому там можно встретить как интересные научных исследования, так и откровенный «кликбейтный мусор».

Как сделка повлияет на компании?

Эксперты полагают, что сделка по продаже медиасервисов вряд ли сильно ударит по бизнесу «Яндекса», так как проданный сегмент занимал маленькую часть в выручке и прибыли группы (ее основные источники дохода — поисковик, такси и маркет).

При этом за счет покупки «Дзена» VK сможет дополнить ассортимент предлагаемых услуг для контентмейкеров и блогеров. Сейчас компания активно инвестирует в создание и улучшение аналогов Instagram (признана экстремистской и запрещена в России), YouТube и TikTok. «Добавить к этому очень сильному активу еще платформу «Дзена» представляется логичным», — говорят наблюдатели.

Как итог, сделка скорее всего станет положительной для обеих компаний. Это подтверждают и данные бирж: на фоне новостей о покупке акции VK и «Яндекса» выросли примерно на 5%.

━━━━━

Никита Прунков