Imago/ТАСС
Imago/ТАСС

От Клуни до Китона: рейтинг Бэтменов от худшего к лучшему

Кое-кому из нашего списка «физически больно» пересматривать свой собственный фильм

Кинокомпания Warner Bros. Entertainment объявила, что выпустит продолжение фильма «Бэтмен» (The Batman) с Робертом Паттинсоном. Известно, что режиссерское кресло вновь займет Мэтт Ривз, но других подробностей пока что нет. По случаю приятной новости для фанатов DC, редакция PostNews решила вспомнить актеров, в разное время примеривших образ защитника Готэма, и расставить их по принципу «от худшего к лучшему».

В наш рейтинг не попали Льюис Уилсон, Роберт Лоури и Адам Уэст. Уилсон и Лоури снимались только в сериалах, а полнометражная картина Уэста стал продолжением многосерийного фильма. Лего-Бэтмена и других его мультипликационных воплощений в этом списке тоже нет.

6 место: Джордж Клуни — «Бэтмен и Робин» (1997)

На последнем месте нашего рейтинга оказался Джордж Клуни. В свое время «Бэтмен и Робин» удостоился одиннадцати номинаций на «Золотую малину», а актер подвергся жесткой критике. На самом деле, Клуни в супергеройском образе был не так уж плох, но режиссер Джоэл Шумахер не оставил ему никаких шансов на нормальную роль.

Работа оказалась настоящим художественным провалом: критики назвали фильм карикатурным и перегруженным эстетикой мультфильмов. Кроме того, по желанию режиссера герой Клуни был слишком шутливым и мягким, что сильно расходилось с образом Темного рыцаря. Невнятный сценарий, излишние спецэффекты и неуместный гомоэротизм не впечатлили фанатов франшизы, редакцию PostNews, да и самого Клуни.

«Я снялся лишь в одном супергеройском фильме и так облажался, что меня до сих пор не подпускают к подобным проектам», — признался оскароносный актер, добавив, что ему «физически больно» пересматривать эту картину.

5 место: Вэл Килмер — «Бэтмен навсегда» (1995)

После двух мрачно-готических картин Тима Бертона (с Майклом Китоном в главной роли), компания Warner Bros. решила адаптировать героя для самой широкой публики и добавить во франшизу больше комедийных элементов. На главную роль позвали находившегося на пике популярности Вэла Килмера, но он оказался лишь неудачной копией Китона и запомнился фанатам только как «Бэтмен с сосками».

Помимо невыразительной игры и отсутствия каких-либо эмоций у актера, не лучшим образом себя проявил и режиссер картины Джоэл Шумахер. «Бэтмен навсегда» ушел глубоко на территорию китча в духе 60-х, а серьезность Килмера выглядела несовместимо с яркими, но сильно переигрывающими Джимом Кэрри и Томми Ли (в ролях Загадочника и Харви Дента).

Как итог, сценарий и видение Шумахера полностью лишили героя Килмера какого-либо трагизма, конфликта или оригинальности. Стоит признать, что при всех своих недостатках фильм все равно смотрится куда лучше «Бэтмена и Робина».

4 место: Бен Аффлек — «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (2016), «Лига справедливости» (2017)

Герой Аффлека стал одним из самых противоречивых в истории. Образ Бэтмена максимально приближен к комиксам 80-х: он брутальный, злой и всегда готовый пытать (и убивать) преступников. Постаревший и одинокий Бэтмен осознает, что находится вне закона, и на протяжении нескольких фильмов балансирует на грани безумия.

Брюс Уэйн у Аффлека тоже выдался достаточно самобытным— он не лишен человечности, но при этом не настолько эмоционален, как герой Кристиана Бэйла.

К проблемам персонажа фанаты относят неуместную мрачность, излишнее позерство и отсутствие иронии. Фильм вызвал противоречивые отзывы, но оно вполне объяснимо: ему предшествовали практически идеальные картины Кристофера Нолана, а сольного проекта Аффлек так и не удостоился.

3 место: Роберт Паттинсон — «Бэтмен» (2022)

В марте этого года в прокат вышла новая экранизация «Бэтмена» с Робертом Паттинсоном в главной роли. Нуарный детектив Мэтта Ривза получил высокие оценки критиков и показал один из лучших стартов на стриминговых площадках: кинокомиксу удалось обойти «Дюну», «Матрицу: Воскрешение» и «Лигу справедливости Зака Снайдера».

Критики говорят, что Ривз снял трехчасовой разговорный арт-нуар с детективным сюжетом, который скорее напоминает «Город грехов», а не «Бэтмена». Однако именно такой сеттинг помог идеально раскрыться в роли Роберту Паттинсону. Его Брюс Уэйн не похож ни на кого из своих предшественников — это травмированный молодой человек, который пытается соответствовать фигуре покойного отца. В нем нет каноничной брутальности и маскулиности, что соответствует запросу зрителя на новый тип супергероя.

Действительно ли Паттинсон заслужил третье место или наш аванс был преждевременным — узнаем, когда посмотрим сиквел.

2 место: Майкл Китон — «Бэтмен» (1989), «Бэтмен возвращается» (1992)

Изначально решение взять Китона на роль Бэтмена вызывало опасения у фанатов, ведь он преимущественно играл в комедийных фильмах. Критики предлагали передать роль Арнольду Шварценеггеру и даже Эдди Мерфи, но после премьеры большинство из них забрали свои слова обратно.

Картина Тима Бертона стал хитом проката, при этом не имея ничего общего с кэмповым сериалом 1960-х. Кассовые сборы составили $411 млн при бюджете в $35 млн, а режиссер открыл миру великолепную драматическую игру Китона. Его герой значительно отличается от своих современников: интеллигентный и благородный Бэтмен не стремится калечить или запугивать злодеев; ему не чужды эмоции, рефлексия и даже любовные переживания.

После первого фильма в Китона влюбились буквально все, поэтому дуэт актера и Бертона уже через три года вернулся с сиквелом. Несмотря на то, что он не сыскал такого же коммерческого успеха, спустя много-много лет Китона продолжают называть одним из лучших Бэтменов в истории.

1 место: Кристиан Бэйл — «Бэтмен: Начало» (2005), «Темный рыцарь» (2008), «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)

Ожидания большинства фанатов были сильно занижены предыдущими частями (Килмер и Клуни не стали любимцами публики), поэтому у Бэйла изначально был серьезный гандикап. Тем не менее он смог оправдать все ожидания и стал лучшим Бэтменом за всю историю — не только по версии PostNews.

Бэйлу и режиссеру трех частей с его участием Кристоферу Нолану удалось создать образцового героя — мрачного, серьезного, невротичного защитника Готэма, который всю жизнь борется с детской травмой. Бэйл сосредоточился на двойственности своего персонажа (днем миллиардер Брюс Уэйн, ночью — Бэтмен) и сделал его рефлексирующим и человечным, что давало зрителям понимание: Бэтмен такой же человек, как и все.

Нолан сделал ставку на реализм, психологию и драму — и оказался прав. Стоит отдать должное и коллегам Бэйла, в том числе Хиту Леджеру, который своей ролью Джокера моментально перенес фильм из статуса просто «крутых» в статус «культовых».

В качестве бонуса и возможно единственного минуса Кристиана Бэйла мы все же вспомним неразборчивый хрипящий голос, который стал настоящим мемом.

━━━━━

Никита Прунков