Санкции и киберспорт. Как ограничения скажутся на геймерах?
Антироссийские санкции добрались и до рынка компьютерных игр: ведущие разработчики ограничивают продажу своих продуктов на территории РФ, на крупнейших мировых игровых площадках невозможны финансовые операции, а российских киберспортсменов и команды не допускают до международных турниров. Разбираемся, что делать геймерам в новых реалиях.
Что такое «киберспорт»?
Даже если вы никогда не увлекались компьютерными играми, вы наверняка много раз слышали это слово. Киберспорт – это соревнования геймеров. Уже более 20 лет проводятся турниры, призовые фонды исчисляются миллионами долларов, заполняются стадионы на чемпионатах мира, а самые крутые спортсмены зарабатывают баснословные деньги. Распорядок дня профессионального киберспортсмена мало чем отличается от расписания тех же футболистов или хоккеистов: ежедневные тренировки по 7-8 часов, тактико-теоретические занятия, работа с психологами, упражнения в зале и еще куча тонкостей при подготовке к крупным турнирам.
И как там наши?
2021 год для российского киберспорта стал, наверное, самым удачным с момента появления этого движения. Российская команда Team Spirit сенсационно выиграла чемпионат мира по Dota 2 – The International 10, с самым большим призовым фондом за всю историю в 40 млн долларов, из них наши спортсмены заработали 18,2 млн. NaVi выиграли чемпионат мира по Counter Strike: Global Offensive с призовым фондом в 2 млн долларов. А в пятерку сильнейших по итогам сезона еще вошли два российских коллектива: Virtus.Pro и Gambit Esports.
А что сейчас?
Российскому киберспорту закрыли двери на крупнейшие мировые турниры. Однако наши ребята смогли выступить на отборочных к чемпионату миру по CS:GO, правда, без флага, названия команды и формы. Отборочные к турниру по Dota 2 состоялись уже во всех регионах кроме восточной Европы и неизвестно, когда они пройдут и пройдут ли вообще.
И как быть игрокам и командам?
Какие-то команды продают игроков, какие-то переезжают в другие страны, чтобы оставаться на плаву. Gambit Esports, например, были вынуждены полностью продать свой состав по CS:GO. Но если на топовых российских игроков всегда был и будет спрос, то с подрастающим поколением ситуация сложнее. Без постоянной соревновательной практики им будет очень сложно приблизиться к тем высотам, которых отечественный киберспорт добился за последнее время. Однако сейчас создаются площадки, которые позволят восполнить этот пробел. Например, VK создает целую экосистему для развития рынка компьютерных игр и киберспорта в России — VK Play.
Интерес к играм постоянно растет: они становятся не только развлечением, но и профессией и инструментом для проявления своего потенциала. Именно поэтому мы запускаем VK Play — удобную и безопасную площадку, которая станет единой точкой доступа для всего игрового сообщества в стране.
一 Артем Черменин, Директор по стратегическому развитию VK PlayА что с любителями?
Игры, которые российские пользователи уже купили, никуда от них не денутся. Хотя есть исключения, но это касается мобильных устройств. А вот новинок нам ждать не приходится: крупнейшие мировые студии больше не будут продавать свои продукты на территории РФ, а те игры, что для нас доступны, приобрести не получится из-за блокировок Visa, Master Card и Paypal. Но не бывает минусов без плюсов. Сложившиеся ситуация на рынке должна подстегнуть наших разработчиков к активным действиям, тем более что огромная его доля теперь пустует.
━━━━━
Михаил Дзамашвили