Zuma\ТАСС
Zuma\ТАСС

Из Африки с любовью: что такое Эритрея и почему она все время поддерживает Россию

Сложная история превратила эту страну в африканский аналог Италии и одновременно Северной Кореи. А обратиться за помощью к России и Китаю ее заставили санкции США

После эскалации украинского кризиса в мире осталось мало стран, которые решаются открыто поддерживать Россию. Это заметно на голосованиях в ООН — 2 марта резолюцию Генассамблеи с осуждением военной операции на Украине поддержали 140 государств, 35 воздержались, и только пять (вместе с РФ) высказались против. Голоса Белоруссии, Сирии и КНДР были ожидаемыми. Но на их фоне резко выделилась Эритрея — небольшая африканская страна, оказавшаяся на удивление последовательным сторонником России. Разбираемся, что представляет собой это государство и как оно оказалось нашим союзником.

Северная Корея с щепоткой Италии

Эритрея — это страна в Восточной Африке на побережье Красного моря, граничащая с Эфиопией, Суданом и Джибути. Несмотря на небольшую территорию, она выделяется пестрым составом населения. В Эритрее проживают свыше 6 млн человек, которые представляют девять этносов, говорят на 10 языках и исповедуют четыре религии, включая местный вариант православия.

Современная Эритрея представляет собой уникальную смесь африканского колорита, расслабленной атмосферы Италии и жесткой диктатуры северокорейского типа. Такой противоречивый образ сформировался благодаря непростой истории.

В 1890-1941 гг. Эритрея была итальянской колонией, а после Второй мировой она перешла под управление британской военной администрации. В 1952 году ей снова не повезло — в то время, как остальная Африка активно деколонизировалась, ООН с подачи США насильно впихнула Эритрею в состав Эфиопии на правах федерации.

Свежеиспеченная федерация продержалась недолго — эфиопские власти быстро начали притеснять местное население. В 1962 г. император Хайле Селассие и вовсе упразднил автономию Эритреи, что спровоцировало гражданскую войну, продлившуюся больше 30 лет.

Борьба эритрейцев закончилась обретением независимости в 1993 году. Тогда же страну возглавил Исайяс Афеворки — лидер повстанцев из Народного фронта освобождения Эритреи, который быстро переформатировали в партию марксистского толка под названием Народный фронт за демократию и справедливость.

Правда, с демократией в Эритрее как-то не сложилось. В первые годы правления Афеворки отменил президентские выборы, запретил все политические партии, религиозные движения и независимые СМИ, репрессировал инакомыслящих и остается у власти по сей день. Принятая в 1997 году конституция тоже не вступила в силу, но ее успешно заменила персонализированная диктатура с идеологией опоры на собственные силы.

Завоеватель Африки

Длинная война за независимость не прошла даром ни для эритрейцев, ни для Афеворки, сражавшегося на ее фронтах больше 20 лет. Привычка решать проблемы старой-доброй перестрелкой не оставила президента и после прихода к власти, поэтому Эритрея под его руководством быстро превратилась в головную боль для соседей.

Уже в декабре 1995 года Эритрея попыталась захватить йеменский архипелаг Ханиш в Красном море. Конфликт продлился три дня и был разрешен международным арбитражным судом в Гааге, признавшим суверенитет Йемена над островами.

В 1998 г. конфликт за приграничные территории обернулся разрушительной войной с Эфиопией, в которой обе страны потеряли десятки тысяч солдат. После двух лет противостояния эфиопы одержали верх, что привело к жесткому кризису в Эритрее и заставило Афеворки еще сильнее закрутить гайки. С тех пор в стране действует фактически пожизненная служба в армии, на которую забирают всех мальчиков и девочек, окончивших среднюю школу.

К 2008 г. страна оправилась от поражения и ввязалась в новую военную авантюру — на сей раз она попыталась отбить у Джибути прибрежный мыс Рас Думейра. Эритрея быстро заняла спорные территории, но на этот раз разозлила США и Францию, которые сразу же припомнили Афеворки нарушения прав человека и поддержку повстанцев в Сомали и Судане. После этого Совбез ООН ввел против Эритреи жесткие санкции, запретив ей продажу оружия и заморозив все иностранные счета. Международное давление вынудило Афеворки вывести войска из Джибути, и его страна снова осталась ни с чем.

Череда военных и политических неудач остудила пыл эритрейского руководства. В 2018 г. Эритрея подписала мирный договор с Эфиопией, а через год ООН сняла с нее все санкции. В стремлении наладить отношения с бывшим противником Афеворки даже оказал ему военную помощь в борьбе с сепаратистами в провинции Тыграй. США же сочли это поводом восстановить ограничения, что Вашингтон и сделал в 2021 году.

«Цель номер один»

На фоне санкционного давления Эритрея, до этого считавшая себя самодостаточной и не обремененной дипломатией, начала включаться в международную политику. Сближаться с Западом Афеворки предсказуемо не стал: США требовали от него смягчить режим, а в ответ президент удостоил их почетным званием источника всех проблем Эритреи. Поэтому страна стала искать поддержки других членов Совбеза ООН — и нашла ее у России и Китая.

С момента обретения независимости контактов между Асмэрой и Москвой почти не было. На первых порах их взаимодействие ограничилось только двумя яркими эпизодами: на войне с Йеменом эритрейские военные по ошибке обстреляли российское торговое судно, а во время конфликта с Эфиопией они столкнулись с помогавшими ей летчиками РФ.

В 2010-х гг. Эритрея начала осторожно наводить мосты с Россией, и с присоединением Крыма процесс ускорился. В 2014 г. эритрейские дипломаты первыми устремились на полуостров и, предположительно, наладили с ним торговлю. Через четыре года глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил о переговорах по созданию российского логистического центра в одном из стратегически важных эритрейских портов, которыми также интересовался Китай.

В доказательство серьезности своих намерений Асмэра развернула бурную деятельность в ООН. С 2014 г. она поддерживала почти все российские инициативы и голосовала против всех американских. Исключением не стала и ситуация на Украине, которая наконец-то привлекла к африканскому государству внимание (надо сказать, весьма критичное) ведущих западных СМИ.

Впрочем, критика ничуть не смутила правительство Афеворки. Это наглядно продемонстрировал визит в Москву главы эритрейского МИД Османа Салеха 27 апреля, на котором тот дал однозначную характеристику украинскому кризису, назвав его конфликтом между Россией и США.

«Хозяева умирающего однополярного мира возбужденно пытаются дестабилизировать и поставить под их полный контроль все без исключения страны, а также систематически подрывают конструктивное сотрудничество между ними, — отрезал Салех на переговорах с Лавровым. — Во всей этой схеме Эритрея остается для них целью номер один».

━━━━━

Виталий Рюмшин