RDA/Getty Images
RDA/Getty Images

«Фабрика идей»: в чем ошибался Зигмунд Фрейд, а в чем точно был прав?

«Он надеялся, что другие люди возьмут на вооружение его идеи, чтобы доказать или опровергнуть их»

Зигмунд Фрейд — один из самых известных врачей, исследовавших человеческое подсознание. Но имеет ли научное обоснование все, что он говорил? Фрейд не использовал науку, чтобы прийти к некоторым своим идеям. Он начинал с теории, а затем шел в обратном направлении, выискивая лакомые кусочки, чтобы укрепить свои убеждения. Затем австрийский психолог агрессивно отвергал все, что противоречило этим идеям. Так считает Фредерик Крюс, бывший последователь Фрейда и профессор английского языка в Калифорнийском университете. Но все-таки кумир многих подарил миру психологии и новые концепции. Разбираемся, в чем ошибся отец-основатель психоанализа, а в чем стал первооткрывателем.

В каких идеях ошибался Фрейд?

В 2017 году Фредерик Крюс написал книгу «Фрейд: создание иллюзии», чтобы проверить законность принципов известного врача. По словам Крюса, Фрейд выдавал себя за ученого, который был очень чувствителен к возражениям.

В свое время отец-основатель психоанализа пользовался статусом знаменитости как ведущий интеллектуал XX века. Одной из главных идей Фрейда был Эдипов комплекс, гипотеза о том, что каждый мальчик вожделеет к собственной матери и поэтому стремится убить отца, в котором видит соперника. Одновременно с этим мальчик чувствует, что его отец выступает защитником. Столкнувшись со столь сложным сценарием, ребенок вынужден подавлять свою тягу к убийству.

По словам Крюса, это самая безумная идея, которая когда-либо приходила Фрейду в голову. Когда пациенты спрашивали о молодых девушках, Фрейд поспешно рассказывал про комплекс Электры. Он предполагал тот же сценарий, который касался дочери и ее ненависти к матери.

В основе обеих этих теорий лежит понятие вытесненных эмоций. Именно эта концепция дала Фрейду возможность отмахнуться от своих недоброжелателей. Он был полностью уверен, что знает, что не так с его пациентами, и не допускал мысли, что может ошибаться. Он ссылался на любимые концепции, в основном на вытеснение, и говорил, что бессознательное пациента тайно укрывает его идеи.

Пусть его слова кажутся интригующими и даже здравомыслящими, существует очень мало эмпирических данных, подтверждающих их.

Так, нет никаких доказательств наличия Эго или Супер-Эго. Также нет никаких фактов в поддержку представления о том, что человеческое развитие проходит через оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную стадии. В то же время никто так и не смог доказать, что фрейдовская психотерапия (включая психоанализ) лучше других методов изучения личности пациента.

В чем Фрейд точно был прав?

・Психолог вычислил наличие дневного остатка в сновидениях. Это следы того, что произошло в реальности, которые проникают в наши сны. И хотя мы больше не придерживаемся фрейдистского толкования снов, некоторые из наших сновидений настолько откровенно обусловлены сознательными и подсознательными желаниями и страхами, что очевидно, что Фрейд что-то в этом понимал.

・Фрейд был поразительно прав и в своем утверждении, что мы не хозяева собственного разума. Он показал, что человеческий опыт, мысли и поступки определяются не рациональностью, а иррациональными силами, которые находятся вне нашего сознания и контроля. Эти силы можно понять и контролировать с помощью обширного терапевтического процесса, который он назвал психоанализом.

・Конечно, Фрейд не открыл бессознательное. Но именно он поднял эту концепцию на новый уровень, разбив ее еще дальше — врач применил ее к психотерапии, когда пациенты открыто говорили о своих чувствах и переживаниях, независимо от того, насколько они неуместны или абсурдны.

・Взгляд Фрейда на воспоминания по-прежнему интересен, особенно на подавленные участки памяти. Теперь мы знаем, что воспоминания избирательны и что они постоянно переписываются каждый раз, когда приходят нам в голову. Люди сохраняют события не в том виде, в каком они произошли на самом деле.

・Подход Фрейда к защитным механизмам по-прежнему актуален. Мало кто, включая психологов, поспорил бы насчет того, что мы слишком часто используем такие защиты, как отрицание, проекцию, интеллектуализацию и рационализацию. То же самое можно сказать и про идеи Фрейда о переносе и катарсисе.

«О нем можно думать как о фабрике идей, — объясняет Гарольд Такушян, профессор психологии Фордхэмского университета. — Фрейд никогда не считал себя специалистом по данным. Он надеялся, что другие люди возьмут на вооружение его идеи, чтобы доказать или опровергнуть их».

━━━━━

Анастасия Дегтярева