От обычного плеера до феномена массовой культуры: как iPod изменил нашу жизнь?
10 мая компания Apple объявила о прекращении выпуска iPod Touch — последней модели портативных музыкальных плееров, остававшейся в производстве. В Apple отметили, что «дух iPod продолжит жить во всех устройствах, воспроизводящих музыку», а модели будут продаваться «пока есть запасы». Как за 21 год существования iPod приучил людей к лицензионной музыке, фактически создал стриминг и из гиковского гаджета превратился в модный массовый аксессуар? Ностальгируем и разбираемся.
iPod был не первым…
Первый портативный аудиоплеер, который увидел и услышал мир, презентовала в 1979 году компания Sony. Кассетный Walkman TPS-L2 стал маст-хэвом для меломанов и произвел революцию в индустрии — теперь музыку можно было всегда брать с собой.
Знакомые более молодому поколению MP3-плееры впервые были представлены в 1998 году — ими стали модели Eiger Labs MPMan F10 и Rio PMP300. Однако это были девайсы, далекие от совершенства: например, Rio выглядел максимально странно, стоил $200, а загрузить на него было можно не больше 11 треков (условный DAMN. Кендрика Ламара вы бы послушать целиком не смогли).
Еще одна реалия того времени — разгул пиратства. К началу XXI века на музыкальный рынок ворвались сервисы Napster, MP3.com и др. — они позволяли людям свободно пересылать друг другу нелицензионную музыку, что очень волновало артистов и руководство лейблов.
В 2000 году директор Apple Стив Джобс заявил, что собирается решить обе проблемы: создать компактный, доступный и стильный девайс, а также соответствующую музыкальную среду, в которой пользователи будут готовы платить за контент.
…но это не помешало ему «перевернуть игру»
Первым шагом Джобса на этом пути было приобретение музыкального сервиса SoundJam MP. Он стал интерфейсом для управления плеерами и позволял организовывать медиатеку на компьютерах Mac.
Параллельно с этим Apple работала над «железом». В 1990-е компания была известна большинству людей только по компьютерам Macintosh, а ее продукция считалась нишей для узкого круга поклонников. iPod, выпущенный в октябре 2001 года, стал прорывом не только для музыкальной среды, но и для самой компании. В отличие от своих предшественников, плеер классно выглядел, был удобным, а записать на него можно было до 5 Гб музыки — Apple хвасталась тем, что это эквивалентно «тысяче песен в вашем кармане».
Популярность iPod росла одновременно с успехами музыкального магазина iTunes (купленный ранее SoundJam MP был переработан, улучшен и получил новое название), который купертиновцы открыли в 2003 году. За несколько лет он стал крупнейшим продавцом музыки в США и вывел Apple в ранг ведущих технокомпаний.
iPod стал настоящей иконой поп-культуры, а компания начала развивать новые устройства на его основе: от топовых iPod Classic за $500 для настоящих ценителей до бюджетных версий Shuffle (последний не имел экрана и по сути приучил целое поколение меломанов слушать треки вперемешку, «на шаффле»). Дальше появился iPhone и другие устройства, которые также включали в себя функции легендарного плеера, но это вы наверняка знаете и без нас.
Как Apple удалось продать музыку в эпоху пиратства?
Apple стала первой компанией, которая не побоялась противостоять теневой стороне интернета и предложила пользователям качественный контент за адекватные деньги. Джобс фактически создал музыкальный стриминг, дав пользователям удобство и простоту, которые были необходимы в эпоху безразборчивого скачивания всего подряд.
В итоге ставка Джобса сыграла. iTunes Music Store был единственным на то время легальным онлайн-сервисом, продававшим музыку крупных звукозаписывающих лейблов. Кроме того, магазин сотрудничал с известными исполнителями — например, в 2004 году вышел iPod с предзагруженным альбомом How to Dismantle an Atomic Bomb группы U2.
Такие коллаборации происходили и в промо-роликах, которые сами по себе стали культовыми. В рекламе Apple всегда играла самая модная музыка, а амбассадорами выступали легендарные артисты типа Боба Дилана или Эминема. В историю навсегда вошли образы из 30-секундных роликов Apple: темные силуэты, которые колбасятся под любимую музыку, играющую в белых проводных наушниках и таких же белоснежных iPod.
Благодаря удобству и грамотному маркетингу iTunes стал авторитетом в музыкальной индустрии, но нужно отдать должное — это вряд ли бы стало возможным, если бы он работал только на компьютере. Именно iPod помогал в распространении культуры легального прослушивания и подарил миллионам людей доступное наслаждение от музыки.
Вместительность памяти iPod позволила людям избавиться от неудобных способов пиратского скачивания, окончательно похоронила влияние FM-радио и дала возможность создавать свои персональные «радиостанции» и плейлисты, которых хватало на несколько суток.
Благодаря iPod появился iTunes, а благодаря iTunes — Apple Music
В 2014 году Apple сделала крупнейшее приобретение в своей истории и потратила $3 млрд на покупку компании Beats Music — она владела успешной линейкой наушников и колонок, а также собственным сервисом потоковой музыки. На протяжении года Apple трансформировала музыкальную платформу и в июне 2015 года представила Apple Music.
С этого момента начался медленный закат эпохи iTunes: вместо того, чтобы покупать один релиз за 100-200 рублей, пользователь получил возможность подписаться на Apple Music за 169 рублей в месяц и слушать столько музыки, сколько влезет. В 2019-м iTunes окончательно распался на отдельные сервисы (Music, Podcasts и TV), и в том же году Apple выпустила свой последний iPod — версию Touch 7-го поколения, которая хоть и заслужила хорошие отзывы, но в условиях доминирования iPhone по сути оказалась никому не нужна.
За более чем 20 лет iPod успел побывать лучшим другом меломанов, главным продуктом Apple и трендсеттером для всех остальных портативных гаджетов. Стоит признать, что время iPod уже позади, но его влияние сохранится навечно — именно он произвел цифровую революцию и изменил наше представление о музыке, будучи всего лишь компактным и симпатичным плеером.
━━━━━
Никита Прунков