Антон Новодережкин/ТАСС
Антон Новодережкин/ТАСС

Дело полковника-миллиардера: как и за что судили Дмитрия Захарченко

Полицейский накопил 9 млрд рублей за «крышевание» крупных бизнесменов. Теперь он продает мобильные телефоны в тюрьме

17 мая Пресненский суд приговорил осужденного полковника МВД России Дмитрия Захарченко к 16 годам по делу о получении взяток в размере 1,4 млрд рублей. В конце апреля прокурор запросила для бывшего чиновника 17 лет колонии в совокупности с предыдущим сроком (12,5 лет) и выплату 500-миллионного штрафа. Коррупционная история экс-полицейского стала одной из самых известных из-за размера взяток: его опередил лишь подполковник ФСБ Кирилл Черкалин (12 млрд рублей против 9). Вспоминаем, какое состояние нажил Дмитрий Захарченко и благодаря кому это стало возможным.

Имущество на 9 млрд рублей

Временно исполняющего обязанности начальника одного из управлений ГУ экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России задержали 6 сентября 2016 года в квартире на Ломоносовском проспекте и через два дня арестовали. Дмитрия Захарченко обвинили в получении взятки (в размере 7 млн рублей), злоупотреблении должностными полномочиями и воспрепятствованию правосудию.

В ходе расследования следователи обнаружили у полицейского 27 объектов недвижимости (13 квартир, 14 машиномест в элитных районах Москвы, четыре автомобиля, золотой полукилограммовый слиток и часы Rolex), валюту на 8,5 млрд рублей, €2 млн и более $120 млн наличными. Часть средств лежала в коробках из-под обуви в автомобиле полковника. Захарченко утверждал, что на имущество заработали отец и сестра, которые успешно занимаются строительством и сельским хозяйством. Позже правоохранители нашли еще миллиард рублей. 29 сентября полицейского уволили из МВД.

В августе 2018 года все имущество (в совокупности порядка 9 млрд рублей) Захарченко обратили в доход государства — его вскоре продало Росимущество в пользу госказны. Защита экс-полковника оспорила конфискацию имущества, однако Верховный суд РФ отказался рассматривать жалобу.

Фото: оперативная съемка СК РФ
Фото: оперативная съемка СК РФ

Миллиардные взятки

По версии следствия, бывший полицейский систематически получал от предпринимателей по €150 тыс. в 2007-2016 годах на виртуальный счет «Захар хитрый». Среди бизнесменов были Борис Ушерович, Иван Станкевич и Дмитрий Моторин, Валерий Маркелов, стоявшие у истоков «Группы компаний 1520».

Бизнесмены долгие годы выполняли подрядные работы для РЖД и участвовали в строительстве инфраструктуры к Олимпиаде в Сочи. По материалам следствия, Захарченко занимался «общим покровительством» по службе членов преступной группировки. После окончания Игр российские власти обнаружили дыру в финансах во взаиморасчетах именно «Группы компаний 1520».

В 2014 году экс-полковник с другими правоохранителями устроили проверки предприятий бизнесмена Мехди Дусса — он занимался поставками продуктов питания, ему же принадлежал московский ресторан «Ля Маре». Дусс заплатил Захарченко $800 тыс., а посредниками этой транзакции выступили генерал-майор полиции Алексей Лаушкин и полковник ФСБ Дмитрий Сенин. Для обеспечения полного покровительства Дусс подарил полковнику скидочную карту на 50%, благодаря которой Захарченко сэкономил на походах в заведение около 3 млн рублей.

Кроме того, следствию стали известны случаи взяток в размере 7 млн рублей (от экс-начальника «Руинжиниринга» Анатолия Пшегорницка) и 800 тыс. рублей в качестве оплаты отдыха в Сочи (от предпринимателя Авшолума Юнаева). Также следователи утверждали, что в 2016 году Захарченко предупредил финансового директора «Нота-банка» Галину Марчукову об обыске в связи с отклонением от уплаты налогов клиента банка.

Вынесение приговора

В марте 2017 года следователь сообщил журналистам, что в отношении Захарченко возбудили новое уголовное дело по двум эпизодам получения взятки на сумму 1,4 млрд рублей. Экс-полковник свою вину не признал.

10 июня 2019 года Пресненский суд Москвы приговорил экс-полковника к 13 годам лишения свободы (через год его сократили до 12 лет и 6 месяцев) и штрафу в 117 млн рублей за получение крупной взятки и воспрепятствовании правосудию. За взятку в размере $800 тыс., переданную Дуссом, полицейского оправдали.

Захарченко также лишили государственных наград и специального звания полковника. В отдельное производство вынесли уголовное дело в отношении родственников экс-полковника — в частности, его отца Виктора Захарченко. За растрату средств банка «Московское ипотечное агентство» суд приговорил его к трем годам девяти месяцам колонии и штрафу 800 тыс. рублей.

Михаил Почуев/ТАСС (вынесение приговора Виктору Захарченко)
Михаил Почуев/ТАСС (вынесение приговора Виктору Захарченко)

Сообщника Захарченко — полковника ФСБ Дмитрия Сенина (и мужа сестры Захарченко), который с 2017 года находится в международном розыске, также обвинили в коррупции. У его родственников и доверенных лиц следователи обнаружили имущество на сумму свыше 380 млн рублей, полученное незаконным путем.

17 мая военный суд начал заочное рассмотрение дела Сенина в рамках получения взятки Дмитрием Захарченко. В тот же день Пресненский суд приговорил бывшего полицейского к 16 годам тюремного заключения за взятку 1,4 млрд рублей.

Тюремные драки и швей

Дмитрий Захарченко отбывает наказание в мордовской исправительной колонии №5 для бывших силовиков. Перед отправкой комиссия признала экс-полковника склонным к побегу и нападению на представителей властей. 9 января 2020 года Захарченко подрался с другим заключенным — конфликт произошел на почве личной неприязни.

По данным журналистов, заключенный обвинил бывшего полицейского в незаконной продаже мобильных телефонов на территории колонии — за это Захарченко ударил мужчину по лицу. В результате экс-полковника отправили на пять суток в штрафной изолятор, а другого участника потасовки оштрафовали на 5 тыс. рублей.

Предприимчивый чиновник уже придумал план условно-досрочного освобождения: для этого он научился шить и даже собирался устроиться на швейный цех. Однако на производство Захарченко так и не попал из-за аллергии. Но полицейский в отставке все равно не сдается: «Я просил повара-кондитера, но они не разрешают, боятся, что растолстею. Еще я хочу быть кочегаром, как Виктор Цой, но там набор закрыт, а так бы я пошел на кочегара», — говорит Захарченко.