Make emo great again: как зародилась, умерла и восстала самая эмоциональная субкультура
Без каких-либо анонсов и предупреждений недавно воссоединившаяся группа My Chemical Romance выпустила новую песню. Это не только отличная новость для подросших эмо-кидов 2000-х, но и продолжение тренда на реинкарнацию эмо — в музыке, эстетике, моде и т.д. Мы решили разобраться, как зародился жанр эмо-рока, как он стал субкультурой, умер… и спустя долгие годы возродился. Достаем с пыльных полок черно-розовые арафатки, включаем I’m Not Okay (I Promise) и погнали!
Как зародился жанр…
По своей сути жанр эмо (emotional — англ. «эмоциональный») — это подвид хардкорного панка, однако для него характерны более мелодичные мотивы, личные тексты и самобытный вокал, содержащий визги, стоны, шепот и рев. Возник эмо в 1980-х в Вашингтоне — именно там находилась одна из самых активных и сильных панк- и хардкор-сцен того времени.
Особенно популярной тогда была группа Minor Threat, но в 1983 году она распалась, а более чувственная и лиричная Rites of Spring как раз набирала обороты. Создатель коллектива Ги Пиччотто отошел от рамок привычного хардкора: он заметно смягчил звучание и наполнил тексты песен романтизмом и отчаянием.
Rites of Spring совершили настоящую революцию внутри хардкорного панка. Благодаря им в 1985-м начали появляться другие коллективы с жанровой приставкой эмо, в том числе Gray Matter, Soulside, Ignition, Marginal Man, Fire Party, Rain и др. Благодаря этим группам зародился термин «эмокор», который ознаменовал начало новой эпохи поджанра.
…и стал массовым
Невероятный коммерческий успех Nirvana (которая к эмо отношения все же не имела) дал толчок андерграундной музыке и привлек внимание к разным жанрам, в том числе и эмо, выведя его из статуса нишевого. В 1994 году меломаны впервые познакомились с Sunny Day Real Estate, а затем и с их преемниками вроде Christie Front Drive и Boys Life. Эмо-рок начал попадать в радио-ротации и телепередачи, но пик жанра был еще впереди.
Мейнстримной эмо-музыка стала в конце 90-х — начале нулевых. My Chemical Romance, Paramore, Panic! At The Disco и еще десятки коллективов активно штурмовали MTV, а их надрывно-депрессивные треки играли из каждой комнаты американских (и не только) подростков. Тогда же жанр получил привычные нам черно-розовые атрибуты, где черный цвет символизировал внутреннюю меланхоличность, а розовый — вызов окружающей мрачности.
Эта цветовая палитра оставила неизгладимый след на моде 2000-х. Черный был преобладающим оттенком в эмо-одежде, а розовый использовался как яркий акцент для разных элементов гардероба: шарфов, значков, сумок и браслетов. Волосы, как и у готов, должны были быть черные, но обязательно с длинной челкой (в идеале с розовой или хотя бы белой прядью). Эстетика эмо была к тому же максимально андрогинной: узкая черная одежда одинаково смотрелась как на парнях, так и на девушках, а подводить глаза полагалось обоим полам.
Из известных артистов начала нулевых больше всего любила черно-розовое сочетание поп-панк певица Аврил Лавин. Но на самом деле от эмо-стиля нельзя было скрыться нигде, и даже на красных ковровых дорожках селебрити нет-нет да и надевали черно-розовый шарфик или какой-нибудь браслет с шипами.
Россия для эмоциональных
Благодаря музыке субкультура эмо быстро перекочевала и в Россию. Юным любителям жанра особенно нравилась немецкая группа Tokio Hotel с андрогинным вокалистом Биллом Каулитцом. До сих пор ведутся споры — имел ли вообще коллектив отношение к эмо, однако отрицать то, что они использовали все визуальные атрибуты культуры и были олицетворением жанра в нашей стране, не приходится.
Яркие рокеры привлекали российских подростков свой эстетикой, но даже и представить не могли, с каким буллингом сталкивались их поклонники в то время. Тонкая душевная организация, вызывающая одежда и крашеные волосы — все это безумно раздражало спортивных фанатов, скинхедов, рэперов и представителей других субкультур. Эмо заинтересовались даже органы власти: по мнению Госдумы, этот жанр культивировал депрессию и суицид.
Конечно же, эмо отличало не желание покончить жизнь самоубийством, а романтизм и акцент на возвышенной любви. Но некоторых такая идеология откровенно бесила, поэтому от критики хейтеры переходили к делу: за длинную косую челку и необычные музыкальные предпочтения на рубеже 2000-х и 2010-х в России могли избить, облить водой и даже остричь.
Несмотря на это, культура эмо продолжала бурно развиваться и обрела собственных героев — в первую очередь, музыкальных. Российские эмо-группы, типа Stigmata, Amatory, Animal ДжаZ и Lumen, были в почете у грустных подростков наравне с западными. Многие из них и по сей день звучат весьма достойно. Вот, например, клип на песню «Дыши со мной» группы Amatory. Чем хуже Tokio Hotel?
В 2010-х эмо умер под давлением хип-хопа. Хип-хоп его и возродил
Субкультура эмо и черно-розовый стиль вышли из моды меньше чем за 10 лет. К началу 2010-х главным жанром популярной музыки стал хип-хоп, а эмо-рок практически исчез из чартов. Большинство ролевых моделей эмо-подростков кардинально поменяли стили — Paramore, Fall Out Boy и Panic! At The Disco ушли в более попсовое, коммерческое звучание. Бывшие эмо-киды, шопившиеся в Hot Topic, переобулись в обыкновенных хипстеров в клетчатых рубашках из Topshop, а их саундтреком стал уже не эмо-рок, а инди.
Так продолжалось примерно до конца 2010-х, когда эмо возродил… все тот же хип-хоп. Эстетика эмо начала возвращаться вместе с западными представителями новой школы: депрессивные Lil Peep и XXXTentacion, которых уже нет в живых, фактически создали жанр эмо-рэпа. В минималистичные трэп- и клауд-биты исполнители добавили гитарные сэмплы, а в лирику вернули личные переживания и ту самую эмоциональность.
Но если Lil Peep, XXXTentacion, Lil Uzi Vert и еще ряд модных рэперов стояли лишь у истоков возрождения эмо, то окончательно вернул его Machine Gun Kelly. В 2020 году некогда агрессивный и совсем не по-эмовски жесткий MGK взял в руки гитару и записал простой и милый поп-панк альбом Tickets To My Down Fall. Он занял первое место в чарте Billboard 200.
Вместе с тем музыкант не забыл и про черно-розовый образ, а также начал сотрудничать с Трэвисом Баркером из Blink-182 и другими молодыми адептами эмо-культуры — британским певцом YungBlud и Willow, дочерью Уилла Смита.
Печальная эмо-музыка вновь обрела рок-н-ролльную оболочку и стала популярной у поколения Z во многом благодаря попаданию в главный бастион культуры зумеров — TikTok. Ни для кого не секрет, что все, что становится вирусным в соцсети, вероятнее всего станет популярным и за ее пределами. Так и произошло с эмо — сегодня в TikTok можно найти миллионы туториалов по эмо-макияжу, ностальгических видео и просто липсинков.
Эксперты объясняют этот интерес зумеров тем, что те росли с другим музыкальным бэкграундом и не застали рока, гранжа и эмо — музыки, в которой можно найти утешение и не стесняться быть собой. Кроме того, зумеры более открытые и, в отличие от детей нулевых, не боятся экспериментировать с внешностью и гендерным выражением. Им близка эстетика эмо, ведь она позволяет свободно одеваться, мыслить и не бояться осуждения.
Так что если хотите быть самыми модными (сколько бы лет вам не было) — сейчас самое время купить черные скинни-джинсы, перекрасить волосы и надеть старые напульсники с шипами. Ах да, не забудьте про мягкие игрушки и тени под глазами. Хочется верить, что в нашу эпоху свободного самовыражения с буллингом вы не столкнетесь.
━━━━━
Никита Прунков