SERGEY DOLZHENKO\EPA\TASS
SERGEY DOLZHENKO\EPA\TASS

Между Украинской и Русской православными церквями раскол? И да, и нет

УПЦ МП скорее имитирует независимость, чем реально ее добивается. Но о разрыве с Москвой речи пока не идет

Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) заявила о своем независимом статусе при сохранении единства с Москвой. Это произошло на фоне продолжающихся противоречий между УПЦ и РПЦ после начала боевых действий на Украине. Московский патриархат заверяет, что угрозы отделения УПЦ от Русской православной церкви нет. При этом все больше приходов УПЦ уходят во владение «противника» РПЦ — раскольнической Православной церкви Украины (ПЦУ). Разбираемся, как они все связаны между собой и действительно ли УПЦ обособляется от Русской православной церкви.

Что случилось?

28 мая УПЦ МП собрала в Киеве собор по вопросам церковной жизни. Он осудил боевые действия на Украине как нарушение заповеди «не убий» и заявил о независимом статусе церкви. В УПЦ также призвали Москву продолжить переговоры с Киевом и найти «сильные и разумные слова, которые смогли бы остановить кровопролитие».

После этого, во время литургии в Киево-Печерской лавре, глава УПЦ МП митрополит Онуфрий упомянул патриарха Кирилла без формулировки «великого господина и отца нашего» и назвал его третьим после патриархов Антиохийского и Иерусалимского. Обычно так поступают предстоятели автокефальных церквей.

РПЦ выразила сожаление из-за действий УПЦ, но призвала поддержать тех представителей церкви, кто «подвергается беспрецедентному давлению со стороны раскольнических структур, <...> экстремистских организаций и националистически настроенной части общественности». Патриарх Кирилл также выступил в примирительном ключе и сказал, что с пониманием относится к решениям руководства УПЦ.

При этом в раскольнической ПЦУ решения собора УПЦ сочли полумерой, которые нужны лишь для ​​«прикрытия зависимости и несамостоятельности от Москвы»: «Итоги собора УПЦ можно кратко оценить словами Епифания в докладе на архиерейском соборе ПЦУ: "из большого облака — малый дождь"».

Чем отличаются УПЦ МП и ПЦУ?

УПЦ МП — единственная признанная самоуправляемая церковь на Украине, с 1990 года входящая в состав РПЦ с правами широкой автономии. Она действует не только на украинской территории, но и в республике Крым и Донбассе. Предстоятеля УПЦ назначает Патриарх Московский.

ПЦУ — неканоническая религиозная организация. Она была провозглашена в 2018 году как Святейшая церковь на основе непризнанных Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. Попытка легализовать этот раскол была предпринята в 2019 году, когда Константинопольский патриархат подписал томос (указ) об автокефалии ПЦУ. Тем не менее мировое сообщество не признало ПЦУ, а между Константинопольским и Московским патриархатом произошел серьезный конфликт.

УПЦ МП пока остается доминирующей церковью на Украине: в ее распоряжении насчитывалось 12,4 тыс. организаций и приходов, тогда как у ПЦУ всего 7,2 тыс. При этом социологические опросы рисуют другую картину: 58% православных украинцев считают себя принадлежащими к ПЦУ, 25% — к УПЦ МП и 12% респондентов называют себя просто православными, без конкретизации.

В последние годы ПЦУ прирастает не только новыми сторонниками, но и храмами, причем зачастую раскольники берут владения УПЦ силой. На фоне специальной военной операции Украинская православная церковь и вовсе оказалась под угрозой поглощения: более 400 приходов УПЦ объявили о переходе в ПЦУ. 21 марта синод Православной церкви Украины призвал УПЦ разорвать связи с Москвой и присоединиться к ПЦУ.

Почему УПЦ все больше отдаляется от Москвы?

После событий 2014 года УПЦ МП оказалась в сложном положении: с одной стороны, церковь сохраняла тесную связь с РПЦ, с другой — такие контакты не устраивали украинских прихожан, настроенных против России. События 24 февраля заставили УПЦ еще больше дистанцироваться от Москвы: ряд представителей духовенства подписали письмо с осуждением действий патриарха Кирилла и с призывом к отделению УПЦ от Московского патриархата. Другие заявили о том, что отказываются поминать предстоятеля РПЦ за богослужениями.

После внесения майских поправок устав УПЦ перестал предусматривать зависимость УПЦ от Московского патриархата, но сообщений об автокефалии не последовало. При этом во время собора УПЦ заговорила о возобновлении мироварения — самостоятельно варить миро могут только автокефальные церкви. Одновременно с тем собор выразил надежду на возобновление диалога с ПЦУ для преодоления раскола. Донецкая и Крымская епархии не поддержали эти меры.

Митрополит Украинской православной церкви Климент после обновления Указа подчеркнул, что отношения с Москвой не разрываются, а смысл поправок состоит лишь в подтверждении независимости УПЦ, которой она обладает уже на протяжении 30 лет. В РПЦ потенциальную автокефалию назвали залогом нового «националистического раскола», который привел бы к «превращению УПЦ в карманную политическую церковь режима [президента Украины Владимира] Зеленского и СБУ».