Без ежовых рукавиц: почему лучшая защита детей — это свобода от родительского контроля
Для родителей естественно делать все возможное, чтобы их дети были в безопасности и здоровы. Но ребенку также нужно пространство, чтобы учиться и расти самостоятельно, без нависания над ним мамы или папы. В День защиты детей рассказываем, почему не нужно ругать ребенка за оценки и как гиперопека сказывается на его поведении.
Как родительский контроль влияет на управление эмоциями?
В вопросе понимания своих чувств дети ориентируются на воспитателей. Им нужны родители, которые чутко реагируют на их потребности и готовы направлять, когда эмоциональное состояние становится слишком сложным для понимания. Это помогает детям развивать способность самостоятельно справляться с непростыми моментами по мере взросления и приводит к улучшению психического и физического здоровья.
Управление эмоциями и поведением — это фундаментальные навыки, которыми должны овладеть все дети, и чрезмерный родительский контроль может ограничить эти возможности. Дети, которые не могут эффективно регулировать эмоции и поведение, с большей вероятностью капризничают в классе, им труднее заводить друзей и учиться.
Исследователи обнаружили, что дети, у которых развилась способность эффективно успокаивать себя в тревожных ситуациях и вести себя соответствующим образом, легче приспосабливаются к более сложным требованиям школьной среды.
Родители могут помочь детям научиться контролировать эмоции, разговаривая с ними о том, как понимать сложные чувства, и объясняя, какое поведение может возникнуть в результате переживания определенных чувств.
Почему не надо ругать детей за плохие оценки?
Когда родители чрезмерно курируют школьную жизнь ребенка и подчеркивают его достижения гораздо больше, чем доброту, они сеют семена стресса и ухудшения самочувствия, наблюдаемые уже в шестом классе. Исследование показало, что это мешает детям приспосабливаться и становиться успешными по мере взросления.
Чтобы способствовать благополучию и успеху в учебе в годы раннего подросткового возраста, родители должны подчеркивать доброту и уважение к другим. Однако если матери и отцы делают акцент на достижениях, а не на доброте, это играет ключевую роль в успеваемости ребенка. Дети, которые считают, что родители ценят их достижения выше всего остального, испытывают депрессивное состояние и тревогу и имеют более низкую самооценку. Как это ни парадоксально, такие ученики получают более низкий средний балл.
Ключ — в балансе: не подталкивать детей к достижениям или успеху за счет поддержания близких отношений с другими. Родители должны следить за своим тоном, потому что иногда то, что мы можем принять за поощрение к достижению, доходит до детей в качестве критики за то, что они «недостаточно хороши».
━━━━━
Анастасия Дегтярева