«Они вперед убежали в мудрости»: воспитатель, учитель и психолог о современных детях
«Мой ребенок слишком много сидит в соцсетях» или «Он вообще ничем не интересуется» — подобные замечания можно услышать от многих родителей. Но поколения меняются, и современные дети просто иначе относятся ко многим вещам. Ко Дню защиты детей (1 июня) мы пообщались с воспитателем, учителем и детским психологом о том, как сейчас живут и чем увлекаются дети и подростки.
«Много малышей предпочитают играть в одиночку»
Лидия Петрова, воспитатель в детском саду
Я работаю воспитательницей уже 30 лет. За это время детишки стали совсем другими. Многие из них более избалованные и капризные. Не как раньше, когда достаточно было строго посмотреть и ребенок затихает. Сейчас для этого нужно приложить куда больше усилий. Я уверена, что это происходит из-за родителей, которые все им позволяют, ведь денег у людей стало больше, поэтому и возможностей тоже.
Но не все дети, конечно, такие. Среди них вижу немало горящих глаз, которые хотят брать дело в свои руки: они сами инициируют какие-то занятия, будь то игры либо рисование. При этом детишки сейчас на удивление отзывчивые: у кого ни попроси что, сразу придут на выручку. А главное, что взамен ничего не ждут.
Я заметила, что стало много малышей, которые предпочитают играть в одиночку. Не то чтобы они вообще с остальными не общаются, а именно в какой-то момент уходят и начинают ковыряться в песочнице или с игрушками сидеть. А в любой удобный момент они могут вернуться к своей группе.
Вот у нас в одной группе есть Маша, Машуля — так она там шеф. Настолько это разумный ребенок: не знаю, как она дома себя ведет, конечно. Так вот к ней другие детки подходят за советом, просят определить, кто не прав в ссоре. Вы такое можете себе представить? Вот и я 30 лет назад не могла.
«Они с ранних лет знают, что хотят в этой жизни»
Мария Мануйлова, учитель русского языка и литературы в средней школе
На мой взгляд, нынешние дети не особо отличаются от прошлого поколения — например, нашего (я окончила школу шесть лет назад). Конечно, у них, в отличие от нас, есть смартфоны, компьютеры, социальные сети. Даже при всем этом они интересуются окружающим миром намного больше, чем [ребята] раньше. Есть даже ощущение, что дети стали лучше учиться.
Вот бабушки, дедушки и родители говорят, что они все время проводят в интернете и ничем не интересуются. Я вижу абсолютно иную картину: они гуляют, развлекаются, читают книги в библиотеках и радуются жизни. Современные дети очень разносторонние и даже в чем-то умнее меня в их возрасте — хотя я в школе хорошо училась и была спортсменкой.
Еще я заметила, что в школе почти не осталось буллинга, у них нет слабых и сильных в классе. Эти дети понимают, насколько важно психическое здоровье другого человека, где находятся его личные границы. Они вперед убежали в мудрости. Преимущество этих детей в том, что они умеют грамотно пользоваться ресурсами — интернетом, социальными связями. Я уверена, что это поколение совершит немало открытий.
Они с ранних лет знают, что хотят в этой жизни, поэтому избирательны к предметам в школе, а их внимание дозировано — поэтому иногда тяжело удерживать долго на себе их глаза и уши. Они, как юные бизнесмены, уже сейчас начинают крутиться, зарабатывать первые деньги. У них нет цели выучиться на одну специальность и потом работать по ней до конца жизни. И это очень круто.
«Современные дети начинают больше рассуждать, аргументировать свой выбор»
Дарья Дугенцова, детский психолог
Современные дети очень активны и знают, что хотят. И это удивительно. Нам говорили родители идти на танцы, и мы шли и танцевали. А наши дети отвечают: «Так, танцы мне не нужны, баскетбол меня не интересует, а вот на теннис я пошел бы». И они все такие.
Это связано с тем, что психология как наука и средство общения с ребенком развивается, и спрос родителей — преимущественно молодых — к ней растет. Они стали больше общаться с детьми и к ним прислушиваться. Теперь родители не указывают, а спрашивают. Поэтому современные дети все это впитывают и начинают больше рассуждать, аргументировать свой выбор. Таким образом, дети стали более осознанными, потому что родители стали более осознанными.
Современные подростки крайне нуждаются в общении со сверстниками. А многие родители думают, что раз ребенок не выходит из дома и сидит в соцсетях, значит растет маленький социофоб — и начинают пинками гнать его на улицу. На деле подростки не разделяют соцсети и обычное общение: для них такая коммуникация проходит через знак равенства. Более того, они настолько погружены в общение и нуждаются друг в друге, что начинают заводить отношения гораздо раньше — я даже перестала этому удивляться.
В основном ребята хотят быть блогерами и программистами — то есть работать в диджитале. Это связано с тем, что дети видят, насколько якобы легко таким образом зарабатывать деньги и популярность. Тиктокеры показывают им красивую жизнь, дорогие часы и машины. Ребята смотрят и думают: «Хочу и могу так же». К тому же стараться, поступать в вуз не нужно — покривлялся на камеру и все. Кажется, что в ближайшем будущем нас ждет безумная конкуренция в блогерской и IT-среде.
Заметьте, что у взрослых совсем наоборот — по их мнению, деньги достаются только тяжким трудом. Оттого столько поговорок в народе вроде «Деньги на деревьях не растут», «Деньги с неба не падают» и так далее. А дети видят обратное: деньги на деревьях еще как растут.