Pawel Czerwinski/Unsplash
Pawel Czerwinski/Unsplash

Рак легких и ампутация: могут ли мерзкие картинки мотивировать людей следить за здоровьем

«Отвращение — это сильная эмоция, уходящая корнями в эволюционную адаптацию»

Представители сферы здравоохранения постоянно ищут способы повлиять на общественное поведение в лучшую сторону. Графические изображения стали инструментом кампаний против курения и ЗППП. Ученые захотели узнать, могут ли мерзкие фотографии влиять на людей, которые противятся вакцинации.

Работают ли неприятные картинки?

Глубоко в основных связях нашего мозга отвращение мотивирует избегание. Маловероятно, что вы пойдете на второе свидание с тем, от кого плохо пахнет. Или если голубь клюет ваш бутерброд, вы, скорее всего, отдадите еду крылатому голодающему.

Данные общественного здравоохранения подтверждают это: если на упаковке сигарет изображены больные органы курильщика, попытки бросить курить удваиваются.

«Яркое изображение гораздо сильнее, чем просто абстрактные цифры, — говорит Ву-кён Ан, профессор психологии Йельского университета. — Отвращение — это сильная эмоция, уходящая корнями в эволюционную адаптацию, которая помогает нам избегать вредных веществ». Но задача превратить плохие образы в хорошее поведение — непростая. Важно пытаться сделать людей более сговорчивыми и более заботящимися о здоровье.

Поэтому в разгар пандемии ученые решили изучить, могут ли мерзкие изображения повлиять на отношение людей к инфекционным заболеваниям.

Как работает отвращение?

Ученые представили графические изображения, связанные с коронавирусом, невакцинированным людям и измерили, изменил ли просмотр этих фотографий готовность соблюдать рекомендации здравоохранения — вакцинироваться, носить масок и социально дистанцироваться. Снимки были неприятными: опухшие от COVID-19 пальцы и темные некротические легкие.

Как оказалось, изображения значительно увеличили готовность некоторых людей пройти вакцинацию. Они действовали лучше, чем «неотвратительные» фотографии (снимки врачей в масках или пациентов), и эффективнее, чем заголовки о поощрениях вакцинации (например, раздаче бесплатных пончиков или проведении лотереи). Островковая кора головного мозга, связанная с телесным отвращением, загорается также при так называемом моральном отвращении — например, изображениях, демонстрирующих наркотическую зависимость.

Результат исследования несколько ожидаем, учитывая, что ученые давно знают о неврологическом и психологическом эффекте отвращения. Но, каким бы сильным ни было отвращение, человек может быть слишком упрямым, чтобы оно действительно сработало. Большинство людей невосприимчивы почти ко всему, что видят. Есть и большой X-фактор: никто не знает, как долго действует отвращение.

━━━━━

Анастасия Дегтярева