общество

Мошенники, хейтеры и плагиаторы. Чем опасен краудфандинг?

Сборщики средств ограничены во времени и должны тщательно продумывать PR-кампанию. Пользователи же не могут быть уверены, окупятся ли их вложения
Samsung Memory/Unsplash
Samsung Memory/Unsplash

7 июня в России отмечают день краудфандинга. Этот способ привлечения инвестиций становится все более популярным во всем мире. Краудфандинг позволяет предпринимателям не только получить деньги на реализацию идеи, но и оценить потребность в продукте и собрать всех заинтересованных в проекте вместе. Однако не все знают, что краудфандинг несет и целый ряд рисков как для стартаперов, так и пользователей. Давайте разберемся, каких.

Мошенничество

Чаще всего мошенники рассказывают о невероятном проекте — видеоигре, технике, фильме — и создают вокруг него ажиотаж. После того, как деньги собраны, сборщики показывают пользователям результат своей работы, крайне далекий от описанной идеи. Или просто исчезают.

Проблему усугубляет и то, что краудфандинг — относительно новое явление в экономике, поэтому не все его аспекты урегулированы законом. Конечно, некоторых недобросовестных сборщиков успевают поймать и заставляют вернуть средства. Однако к тому моменту, когда обман вскроется, деньги уже могут быть потрачены, и донатеры останутся ни с чем.

Самым громким мошенническим скандалом вокруг краудфандинга стала история компании Theranos. Британская предпринимательница Элизабет Холмс в 2014 году обещала выпустить устройство, которое с помощью несколько капель крови позволило бы диагностировать рак, диабет, ВИЧ и еще более ста заболеваний на ранних стадиях. Она собрала от инвесторов $945 млн, ее проект сравнивали с Uber и Spotify, о ней рассказывали Forbes и The New York Times. Обман раскрылся спустя год — теперь ей грозит до 20 лет за мошенничество и обман.

Воровство идей

Чтобы собрать средства на свой проект, стартаперам необходимо рассказать о нем как можно подробнее. Из-за этого они становятся очень уязвимы для плагиата. Авантюристы могут скопировать идею и отправиться реализовывать ее на другую платформу или к частным инвесторам.

Так, в 2019 году американские стартаперы собрали с помощью краудфандинга $2 млн на запуск производства инновационных многоразовых трубочек для напитков. Но вскоре предприниматели узнали, что китайские фабрики уже выпускают продукт с похожим названием и описанием.

Хотя защититься от воровства идеи все-таки можно. Для этого нужно зарегистрировать авторство у нотариуса или в специальных сервисах по охране интеллектуальной собственности. Если не хочется заморачиваться, можно просто отправить себе письмо с идеей, но это будет менее надежно. Однако даже в случае, когда авторство зарегистрировано, с плагиатором придется судиться, а это потребует много сил и времени.

Жесткие условия для предпринимателей

По правилам краудфандинг-платформ, сборщик должен сразу заявить необходимую сумму, сроки реализации идеи и способы вознаграждения для донатеров. Но не все предприниматели могут сразу все правильно просчитать.

Даже когда краудфандинговая кампания проходит успешно, проект может остаться нереализованным, а его создатели — попасть в долги. Более того, скорректировать необходимый объем средств, сроки сдачи и другие детали проекта после публикации невозможно. Поэтому стартаперам необходимо заранее продумывать весь своей проект до мелочей, прежде чем начать сбор средств.

Реакция пользователей

При краудфандинге успех проекта зависит от реакции инвесторов и потенциальных клиентов. С одной стороны, это удобно — можно сразу оценить перспективность идеи, спрос на товар или услугу, которую стартапер предлагает. В некоторых проектах донаты пользователей, по сути, становятся предзаказами продукции.

Однако фидбек потенциальных донатеров нередко бывает токсичным и демотивирующим. В комментариях к проекту пользователи могут критиковать идеи, пророчить авторам неудачу. Но преодолеть негативную реакцию можно. Например, основательницу сахалинского стартапа по производству мармелада из морской капусты убеждали, что собранных ею 100 тыс. руб. не хватит для развития проекта. Однако она не сдалась и даже смогла разместить свой товар на полках российских ритейлеров. Сейчас она ищет инвесторов, чтобы выйти на зарубежные рынки.

Как ни странно, даже перспективные идеи могут не собрать нужных средств. Краудфандинг-кампания может провалиться, если предприниматель не провел должной маркетинговой и PR-подготовки своего проекта. Поэтому очень важно не отчаиваться и верно понимать сильные и слабые стороны своего проекта, исправлять ошибки и пробовать снова.

Степан Липатов