По усам текло, в РФ не попало. Как остановка импорта сказалась на пивном рынке?
Из всех алкогольных напитков пиво в РФ по популярности уступает только водке. Не зря 11 июня у нас даже отмечается день пивовара. Однако после введения экономических санкций российское пивоварение столкнулось с рядом трудностей. Из-за нарушения поставок многим производителям пенного не хватает ингредиентов и оборудования, появились сложности с упаковкой. Тем временем на рынке снижается доля импортного пива, а отечественного — растет. Разбираемся, крепнет ли пивной рынок РФ на фоне западных ограничений.
Производственные трудности
Еще в начале апреля российские пивовары объявили о повышении цен на 5-20% из-за нарушения поставок и подорожания сырья. Проблемы возникли с хмелем, который используется в качестве консерванта и придает пиву горьковатый вкус. В РФ в основном использовался импортный хмель, поэтому с введением санкций он сильно подорожал. Цены подросли и на солод с дрожжами — это тоже важные ингредиенты пива.
Беда не приходит одна: проблемы пивоваров связаны не только с ингредиентами, но и с упаковкой. Еще в 2021 году в России возник дефицит консервных банок, выросли спрос и цены на бутылки. Теперь появились новые трудности: в Россию больше не поставляют офсетную бумагу, а также краски и лаки. Из-за этого производители пива даже вынуждены отказываться от этикеток на горлышках бутылок.
Тем не менее пивовары не ожидают в России дефицита пива, хотя допускают, что какое-то время на полках магазинов не будет «аутентичных европейских сортов». Зато производители могут расширить свой ассортимент сидрами и медовухой, потому что хмель в их рецептах не используется.
Вкус самого пива в России изменится не сильно, считают пивовары. По мнению главного редактора портала пивного рынка Profibeer Дмитрия Дробышевского, нехватка хмеля скажется, в первую очередь, на вкусе горьких сортов, а остальные затронет мало. «Возможно, появятся легкие водянистые сорта», — предположил он.
Снижение импорта
Доля иностранного пива в России снизилась в апреле с 6,2% до 3,8%, а темпы его продаж — на 30% относительно аналогичного периода прошлого года. Это также привело к снижению доли премиального сегмента на рынке, потому что его в основном составляли импортные марки. По словам председателя Союза российских пивоваров Даниила Бримана, поставки пива уже прекратились из Великобритании, Голландии, Бельгии.
Особенно сильно остановка импорта затронула сегмент разливного пива — доля иностранного продукта здесь упала почти вдвое. Такой резкий спад связан в первую очередь с тем, что продавцам нужно отправлять использованную тару обратно производителям, но из-за логистических трудностей этот процесс сильно подорожал. Сейчас владельцы точки розлива распродают остатки импортного пива.
Тем временем популярность отечественных пивоварен растет. Владельцы производств отмечают рост числа заказов от ритейла и ресторанов. По мнению Бримана, наиболее перспективным для российских пивоваров будет выпуск специальных сортов вроде портера и стаута. Такие сорта пользуются высоким спросом в барах и ресторанах, а еще обладают хорошей доходностью.
Крафтовый сегмент
Председатель Вятского пивного клуба Дмитрий Жезлов считает, что несмотря на освободившийся рынок, россиянам не надо ждать сильного распространения крафтового пива. «Крафтовое пиво остается очень нишевым продуктом, к тому же и до всех этих событий оно зачастую было дороже импортного», — объясняет он.
Учредитель пивоварни «Эндемик» Владислав Рычков рассказал PostNews, что до санкций они с коллегами закупали импортные хмель, солод и дрожжи. Чтобы компенсировать потери из-за скачка курса доллара в марте, пивовары приобрели более дешевый отечественный солод из Курска . «Пока особо сильной разницы в качестве продукта не ощутили», — отметил Рычков. Если ухудшений в качестве пива от применения не будет, компания продолжит развивать сотрудничество с курским производителем, пояснил он.
При этом снижения доли импорта на рынке в пивоварне не ощутили: на рост популярности марки это не повлияло. По словам Рычкова, будущее его бизнеса будет зависеть от общего состояния туристического сектора в стране, и в компании надеются на лучшее. «Повышать цены нам нет резона, мы ждем своего клиента», — утверждает пивовар.
━━━━━
Степан Липатов