Нет пути в Европу: как долго Украине и Молдавии придется ждать вступления в ЕС?
23 июня саммит Евросоюза предоставил Украине и Молдавии статус кандидатов. Теперь обе страны формально встали на путь вступления в ЕС. И они не представляют, насколько долгим он может быть — помимо Киева и Кишинева в очереди на вступление стоят еще шесть стран, и каждая из них обивает пороги Евросоюза десятки лет без каких-либо надежд на прогресс. Рассказываем, какие страны хотят стать частью большой европейской семьи и почему их до сих пор не приняли.
1. Босния и Герцеговина — 6 лет
Босния и Герцеговина (БиГ) подала заявку на вступление в ЕС в 2016 году и с тех пор безуспешно борется с опросниками евробюрократов. Основной документ Сараево сдал через два года после подачи заявки, однако Еврокомиссия выставила ему еще 655 уточняющих вопросов, без которых БиГ не получит статус кандидата. По состоянию на 2019 год неотвеченными оставались 22 вопроса.
На прошедшем саммите ЕС европейские политики обсуждали судьбу страны. Некоторые члены объединения выступали за то, чтобы ей дали статус кандидата в качестве «утешительного приза» для Западных Балкан. Но в конечном итоге вместо кандидатства Сараево обязали провести 14 политических реформ.
2. Сербия — 13 лет
Сербия подала официальную заявку на вступление в Евросоюз в 2009 году и получила статус кандидата в 2012-м. Вскоре после этого Брюссель санкционировал начало переговоров — и сразу же увязал их скорость с нормализацией отношений между Сербией и Косово. Для Белграда выполнение этого условия оказалось чрезвычайно сложной задачей, ведь сербские политики и общество не хотят идти на серьезные уступки отколовшейся провинции ради формального вхождения в Европу.
Несмотря на трудности, в 2018 году ЕС допустил принятие Сербии в течение семи лет. Но ждать скорого вхождения Сербии в Европу все равно не приходится. На фоне неразрешимого косовского вопроса и затянувшихся переговоров поддержка Евросоюза в стране неуклонно падает — последний апрельский опрос впервые показал перевес противников ЕС над его сторонниками. Не так давно негативный фон дополнили и разногласия Брюсселя с Белградом по поводу присоединения к антироссийским санкциям.
3. Албания — 13 лет
Албания изъявила желание присоединиться к ЕС в том же году, что и Сербия. Но подготовка к кандидатству заняла у Тираны немного больше времени и завершилась только в 2014 году. Вместе со статусом Албании выставили несколько условий по реформам для переговоров — и вот на этом прогресс застопорился.
Первоначально Еврокомиссия рекомендовала начать обсуждение в 2016 году, но его заблокировала Германия под предлогом необходимости провести судебную реформу. Позже список условий пополнила Греция, потребовавшая уважать и гарантировать права греческого меньшинства. В итоге переговоры отложили сначала до 2019-го, а после и до 2020-го года. Албания ждет консультаций до сих пор — теперь ЕС намерен принимать ее только «в пакете» с Северной Македонией, которую блокирует уже Болгария.
4. Черногория — 14 лет
Черногория изъявила желание вступить в ЕС в 2008 году, незадолго после провозглашения независимости от конфедерации с Сербией. Через два года ей официально предоставили статус кандидата, а в 2012 году Подгорица и Брюссель начали переговоры, которые продолжаются до сих пор.
В последних отчетах еврочиновники отмечают высокую готовность Черногории к вступлению в ЕС и вместе с тем продолжают требовать от страны новых шагов по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, а также улучшению экономической ситуации. Бывший глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер обещал принять Черногорию до 2025 года вместе с Сербией. Однако заветную дату отодвигают постоянные политические кризисы в стране. В результате европейские дипломаты снова отказались от конкретных сроков принятия, памятуя негативный опыт от поспешного принятия Болгарии и Румынии.
5. Северная Македония — 18 лет
Македонские власти решились на присоединение к ЕС в далеком 2004 году и меньше чем за год добились кандидатского статуса. Впрочем, быстрого «марш-броска» в Европу у Скопье не получилось — начало переговоров сразу же заблокировала Греция, потребовавшая переименовать страну, которая на тот момент называлась «Республика Македония».
Компромисса удалось достичь только в 2019 году, когда в Скопье все-таки согласились сменить название на «Северную Македонию». Брюссель планировал начать переговоры в 2020-м, но в этот раз им помешала Болгария. София потребовала убрать из документов все упоминания македонского языка и обвинила Скопье в нарушении договора о дружбе из-за проведения государственной антиболгарской политики. Из-за претензий соседей за 18 лет Македония ни на шаг не приблизилась к вступлению в ЕС.
6. Турция — 35 лет
Турция подала заявку на вступление в тогда еще Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1987 году. Просьбу Анкары рассматривали два года и в конечном итоге приняли. Но дальнейшие шаги решили отложить до лучших времен под предлогом плохой экономической и политической ситуации в стране.
Ожидание продлилось до 1999 года. На хельсинкском саммите ЕС Турции наконец дали статус кандидата. Однако дальше все снова застопорилось — переговоры о членстве стартовали только шесть лет спустя и с самого начала продвигались очень сложно. Для вступления в ЕС сторонам необходимо было согласовать 35 глав переговорного досье, но за последующие 11 лет они обсудили только 16 и закончили работу над одной.
Главной причиной медленного прогресса было сопротивление Кипра, требовавшего от Анкары нормализовать отношения с ним. После попытки госпереворота в 2016 году переговоры фактически заморозили. Еще через год президент Реджеп Тайип Эрдоган констатировал, что Анкару больше не интересует ЕС.
Достойные упоминания
В прошлом сложности со вступлением в ЕС испытывали и другие государства. Испании потребовалось 24 года на присоединение к европейскому интеграционному объединению. Первую заявку 1962 года европейцы отклонили из-за того, что страной правил диктатор Франсиско Франко. Вторая просьба имела больший успех — ее подали в 1977 году, и спустя девять лет напряженных переговоров Испанию наконец приняли в ЕЭС наряду с Португалией.
Великобритания ждала своего часа 12 лет. Лондон постигла та же судьба, что и Мадрид: первые две заявки от 1961 и 1967 гг. заблокировала Франция, которая не хотела видеть в ЕЭС мощного экономического конкурента и лоббиста интересов США. Уладить противоречия удалось только после отстранения президента Шарля де Голля, и в 1973 году Соединенное королевство официально присоединилось к сообществу.
Столько же пришлось терпеть Румынии и Болгарии. Бухарест и София подали заявки в 1995 году и вступили в ЕС в 2007-м. Брюссель принял их «на вырост» — на момент присоединения ни одна из стран не соответствовала формальным критериям членства. Позже это решение стали расценивать как грубую ошибку, ведь вместо полноценных членов объединение получило два депрессивных региона, создавших нагрузку на союзный бюджет и массовый приток безработных в богатые западные страны. Неспособность ЕС быстро «переварить» Румынию и Болгарию стала основной причиной пересмотра политики расширения в дальнейшем.
━━━━━
Виталий Рюмшин