Литва заблокировала транзит товаров в Калининград. Как на это может ответить Россия?
18 июня Литва ввела частичную транспортную блокаду против Калининградской области, отрезав ее от поставок большого числа товаров. Вильнюс объясняет свои действия санкциями Евросоюза, но в России произошедшее называют «беспрецедентным решением» и даже «поводом для войны». Калининградские власти пытаются найти выход из сложившейся ситуации, а эксперты и политики прикидывают варианты возможного ответа. Разбираемся, какие ограничения ввела Литва, что теперь будет с Калининградом и как Россия может ответить на недружественные шаги.
Что произошло?
Литовские власти объявили о прекращении железнодорожного транзита грузов из России в Калининградскую область. По словам губернатора региона Антона Алиханова, под запрет попал большой перечень товаров, на которые наложены санкции ЕС. Среди них стройматериалы, цемент, металлы и произведенная в области готовая продукция. Вместе это составляет около 40-50% всех транзитных грузов. 21 июня стало известно, что ограничения распространяются и на грузовые автомобили.
Российские власти ответили на действия Литвы резко негативно. В Кремле отметили всю серьезность ситуации, расценив ее как элемент блокады.
«Решение действительно беспрецедентное. Это является нарушением всего и вся. Мы понимаем, что это связано с соответствующим решением ЕС — распространить действие санкций на транзит», — сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
20 июня МИД РФ вызвал временную поверенную в делах Литвы Виргинию Умбрасене, заявив ей решительный протест. В пресс-релизе ведомство назвало шаг Вильнюса «откровенно враждебным» нарушением международных обязательств Литвы и потребовало незамедлительно возобновить транзит. В противном случае Россия может предпринять «действия по защите своих национальных интересов», подчеркнули в министерстве.
Вильнюс отрицает факт блокады, заявляя что транзит пассажиров и разрешенных товаров продолжается в полном объеме. По словам представителей внешнеполитического ведомства Литвы, запрет на транзит согласовывали с властями ЕС в рамках четвертого пакета санкций. Он предусматривает прекращение транзита стали и изделий из черного металла с 17 июня. 10 августа начнет действовать запрет на транспортировку угля, а после 5 декабря 2023 года под санкции попадут и нефтепродукты.
Полный список запрещенных товаров содержится в регламенте Совета ЕС №833/2014. Помимо металлов и стройматериалов, в нем содержатся лес, товары из дерева, стеклотара, алкоголь, удобрения и т.д.
Что теперь будет с Калининградом?
Подобные ограничения способны серьезно повлиять на экономику региона. Бывший вице-президент Калининградской торгово-промышленной палаты Дмитрий Чемакин считает, что объем поставок может снизиться в четыре раза. Это чревато падением объемов торговли, проблемами с цементно-химической промышленностью, красками, растворителями, красителями и пластификаторами.
Власти региона заверяют, что могут справиться с негативными последствиями. По словам Алиханова, Калининградская область нивелирует эффект от санкций с помощью поставок по морю. Местный паромный комплекс в состоянии справиться с дополнительными нагрузками, но для этого необходимо увеличить количество судов.
«Для того, чтобы перераспределить запрос по транзиту товаров, нам могут понадобиться дополнительные суда. Максимальный объем — это семь судов до конца года. Они есть на Балтике, уже с некоторыми компаниями отработали, они готовы в течение пяти дней — недели поставить их на линию. Они будут», — заявил губернатор в своем Telegram-канале.
Сейчас между портами Усть-Луга (Ленинградская область) и Балтийск (Калининградская область) курсируют четыре судна. При условии полной транспортной блокады региону потребуются 20 кораблей. По подсчетам Алиханова, модернизация транспортной инфраструктуры потребует порядка 10 млрд рублей.
Региональный бизнес-омбудсмен Светлана Нижегородова указывает на то, что полный переход на морской транспорт будет чреват значительным ростом цен для потребителей. Выход из ситуации она видит только в новых государственных субсидиях. С их помощью негативный эффект от санкций можно будет сократить до минимума.
Какие варианты есть у России?
Российские власти пригрозили Литве жесткими ответными мерами, однако никакой конкретики еще не было. 20 июня Песков пообещал, что шаги предпримут только после «глубокого анализа» ситуации. Секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев подтвердил, что их уже прорабатывают.
Между тем политики и эксперты уже вовсю дискутируют по поводу ответа на блокаду Калининграда. Из их заявлений можно заключить, что у РФ есть как минимум три способа надавить на Вильнюс:
1. Экономический. Включает ответную блокаду Литвы. Самым очевидным вариантом здесь будет запрет железнодорожного транзита через Калининградскую область, от которого крайне зависят литовцы. Такое предложение высказывал Алиханов. Россия также может попытаться распространить транспортную блокаду на территорию Белоруссии, ввести торговые ограничения или энергетическое эмбарго. Слабая литовская экономика пострадает от любого из этих вариантов.
2. Военный. Предусматривает, что российские войска пробьют сухопутный коридор к области, соединив ее с территорией Белоруссии. За такое решение вопроса выступают некоторые политики. Сенатор Андрей Климов предложил считать действия Вильнюса прямой агрессией и в ответ на них прибегнуть к «должной самозащите». Бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко также трактует блокаду Калининграда как casus belli, указывая на нормы международного права, гарантирующие государствам доступ к их эксклавам. Впрочем, такой вариант можно считать крайне маловероятным — он очень опасен и наверняка приведет к прямому столкновению России с НАТО.
3. Дипломатический. Россия может разорвать предыдущие договоренности 2002-2003 гг., которые признавали границы Литвы в обмен на гарантии транзита в Калининградскую область. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин считает, что Москва имеет полное право на это, поскольку Вильнюс первым нарушил договоренности.
━━━━━
Виталий Рюмшин