Мы расстраиваемся из-за самих себя: как и почему соцсети делают людей несчастными
Нарушенный сон, снижение удовлетворенности жизнью и низкая самооценка — это лишь некоторые из негативных последствий для психического здоровья, которые исследования связывают с социальными сетями. Каким-то образом те же платформы, которые помогают людям чувствовать себя более связанными, также способствуют одиночеству и дезинформации. Ученые-компьютерщики утверждают, что успехи и неудачи зависят от того, как спроектированы эти платформы. Разбираемся, как и почему приложения должны меняться, чтобы дать людям, которые их используют, больше возможностей.
Отвращение и разочарование в себе
Дизайн социальных сетей влияет на то, как люди взаимодействуют друг с другом и как относятся к своему онлайн-опыту. Например, он помогает чувствовать себя более благосклонными и добрыми в моменты виртуального конфликта, при условии, что существует какой-то небольшой толчок, который позволит вести себя именно так.
Мы очень быстро теряемся в социальных сетях. Когда люди сталкиваются с какой-то платформой, они могут бесконечно прокручивать информацию. Приложения имеют подкрепляющий характер. Его использование активирует центр вознаграждения мозга, высвобождая дофамин, «химическое вещество хорошего самочувствия», связанное с приятными действиями. Платформы разработаны так, чтобы вызывать привыкание, тревогу, депрессию и даже физические недомогания.
Алексис Хиникер, ученый-компьютерщик из Вашингтонского университета, придумала специальный термин — «30-минутный трэш-фактор». Он описывает моменты, когда люди хотят ненадолго проверить соцсети, но затем обнаруживают, что прошло более получаса («Трэш!»). Когда они осознают, сколько времени потратили, у них возникает чувство отвращения и разочарования в себе. Исследования показали, что многие считают подобный скроллинг бессмысленным и непродуктивным.
Чувство упущенной выгоды и бесконечные сравнения
Идея потенциальной награды поддерживает использование соцсетей. Никто не знает, сколько лайков наберет картинка и кому «понравится». Неизвестный результат подогревает азарт. Чтобы повысить самооценку и ощутить принадлежность к социальному кругу, люди публикуют контент в надежде получить положительные отзывы. Смешайте эти посты с ожиданием будущей награды и получите рецепт постоянной проверки соцсетей.
Анализируя активность других, люди склонны проводить сравнения: «Я получил(а) столько же лайков, сколько кто-то другой?» или «Почему этому человеку не понравился мой пост?» Они ищут подтверждение в Интернете, и это служит заменой значимой связи, которую они могли бы установить в реальной жизни.
FOMO — страх упустить выгоду, что-то интересное — также играет роль. Если все остальные используют какие-то сайты, у человека могут возникнуть опасения, что он пропускает новые мемы и знакомства. Упущенный опыт может вызывать тревогу.
Социальные сети также искажают внешний вид и реальность. Facebook, Instagram и Snapchat увеличивают вероятность увидеть нереалистичные и отфильтрованные фотографии. Такие изображения находятся на расстоянии прокрутки. Приложения, которые предоставляют пользователю отбеливание зубов и удаление прыщей в один клик, легко найти и просто использовать. Теперь идеально выглядят не только знаменитости. Невозможность соответствовать идеалам, на которых подписан пользователь, расстраивает его и заставляет разочаровываться в себе еще больше.
Потеря контроля самосознания
Аманда Баугэн, аспирант Вашингтонского университета, специализирующаяся на взаимодействии человека с компьютером, заключила, что соцсети вызывают то, что психологи называют диссоциацией, или состоянием пониженного самосознания и внимания.
Этот психологический процесс проявляется во многих формах. При самой обычной, повседневной диссоциации ваш разум настолько поглощен, что вы отключаетесь от привычных действий. Так, вы моете посуду и, замечтавшись, перестаете обращать внимания на работу. Аналогично погружение в фильм, книгу или увлекательную игру заставляет забыть, где вы находитесь.
То же самое происходит и с соцсетями: чувство рефлексивного самосознания и течения времени снижается. Внимание восстанавливается с чувством «Что сейчас произошло?». О том, как соцсети заставляют людей терять контроль над самосознанием, мы подробно рассказали в нашем предыдущем материале.
Как сделать соцсети здоровее?
Невозможно полностью отследить новостную ленту, особенно если учесть алгоритмически вставленный контент, как рекомендации в TikTok.
Классификация контента на такие подгруппы, как «Наука», «Спорт», «Политика», значительно уменьшают диссоциацию людей. Однако они не оказывают влияния на время, затрачиваемое на использование приложения.
Люди ценят возможность войти на платформу, связаться с теми, с кем хотят, потреблять медиафайлы, которые им нравятся, находить актуальную информацию, а затем аккуратно выйти из приложения без ущерба тайм-менеджменту и системе вознаграждения. Если разработчики сделают акцент на безопасном выходе из соцсети, она станет намного экологичнее.
Что нужно помнить пользователям соцсетей?
Во-первых, не стоит стыдиться своих привычек. Тысячи людей работают над тем, чтобы заставить вас провести пальцем вверх по экрану и продолжать делать то, что вы делаете. Ответственность за разработку безопасного и полезного опыта изначально лежит на компаниях-производителях.
Во-вторых, можно ознакомиться с существующими инструментами для улучшения своего самочувствия. В TikTok есть функция, которая каждый час или два сообщает вам, что вы уже слишком долго прокручиваете страницу и должны сделать перерыв. Если больше людей начнут использовать подобные возможности, это убедит компании усовершенствовать их.
━━━━━
Анастасия Дегтярева