EPA/ТАСС
EPA/ТАСС

«Рынок подводит»: почему Байден ополчился на американских нефтяников

Президент США обвиняет компании и «путинский налог» в топливном кризисе. Крупный бизнес считает, что Белый дом попросту не понимает законы экономики

По мере углубления топливного кризиса в США разгорается конфликт между администрацией Байдена и крупными энергетическими компаниями. Белый дом обвиняет их в жадности и требует немедленно нарастить добычу. В ответ индустрия при поддержке другого крупного бизнеса припоминает президенту обиды из-за «зеленого» курса, предлагая устранить излишние ограничения. Разбираемся, за что Байден ополчился против нефтяных корпораций и кто виноват в топливном кризисе в США.

«Чувствительная» индустрия

Конфликт между администрацией Байдена и производителями нефти стал набирать обороты в середине прошлого месяца. 14 июня президент США написал письмо крупным нефтяным компаниям, упрекнув их в получении сверхприбылей за счет продажи бензина. Белый дом счел такое положение вещей «неприемлемым» — чтобы исправить его, он потребовал от нефтяников нарастить добычу.

В ответном обращении представители индустрии мягко отказали Байдену, сославшись на загруженные мощности, перевод перерабатывающих предприятий на производство возобновляемого топлива и общую нестабильную ситуацию на рынке.

21 июня исполнительный директор корпорации Chevron Майкл Уирт адресовал президенту США отдельное письмо — в нем он фактически потребовал от Белого дома изменить энергетическую политику в обмен на увеличение добычи. Байден отреагировал на это насмешкой, назвав Уирта «слегка чувствительным». 2 июля он разместил в Twitter еще одно обращение к нефтяникам, призвав их немедленно опустить цены на бензин.

«Снизьте цены, которые взимаете на заправках, чтобы они отражали себестоимость нефтепродуктов. И сделайте это сейчас», — написал президент США.

После этого к дискуссии подключились и другие бизнесмены. В частности, глава Amazon Джефф Безос упрекнул Байдена в непонимании законов экономики.

«Инфляция — слишком серьезная проблема, чтобы Белый дом делал подобные заявления. Это либо прямая попытка ввести всех в заблуждение, либо глубокое непонимание базовой динамики рынка», — написал он в ответ на обращение Байдена.

Однако Белый дом продолжил настаивать на своем. Пресс-секретарь Байдена Карин Жан-Пьер прокомментировала высказывание Безоса так: «Это не "базовая динамика рынка". Это рынок подводит американского потребителя».

В поисках виноватых

Администрация Байдена взялась за нефтяников на фоне глубокого топливного кризиса в США. С февраля средняя цена топлива в Штатах подскочила с $3,5 до $4,8 за галлон. 14 июня она достигла пика в $5, установив абсолютный рекорд за всю историю США, — это и спровоцировало активные дискуссии по поиску виноватых.

По версии Белого дома и демократов, в топливном кризисе виноваты Россия и нефтяные компании. Байден называет подорожание бензина не иначе как «путинским налогом» и регулярно утверждает, что цены пойдут вниз, как только закончится украинский кризис. Нефтяники же, по мнению демократов, искусственно удерживают добычу на самых низких за 50 лет уровнях, чтобы наживаться на простых американцах. В доказательство они приводят статистику с рекордными прибылями энергетических корпораций.

Противники президента США из крупного бизнеса и республиканцев указывают на то, что цены на бензин стали расти задолго до февраля 2022 года. Главным виновником они называют самого Байдена, который в угоду климатической повестке значительно усложнил жизнь нефтяной индустрии. По их мнению, неправильная энергетическая политика и стала первопричиной кризиса, а ситуация с Украиной лишь ускорила уже намеченный тренд.

«Зеленый» курс и «пустые» инвестиции

Бензин в США действительно начал дорожать еще в прошлом году на фоне всеобщего подъема цен на энергоресурсы. Тогда рост связывали с «идеальным штормом» из плохой погоды, бурным постпандемийным восстановлением мировой экономики и «зеленым» курсом Запада с его планами отказаться от «вредного» топлива.

В результате уже к февралю 2022 года бензин в США подорожал с $2,3 до $3,5 за галлон. Последовавшие после СВО антироссийские санкции только усугубили ситуацию. Из-за нефтяного эмбарго против РФ американский рынок лишился порядка 7% поставок нефти, что значительно ускорило рост цен.

Американская нефтяная индустрия не смогла ответить на это, ведь до этого она планомерно избавлялась от лишних мощностей из-за ограничений Байдена на аренду федеральных земель и сокращения государственных инвестиций. По этой же причине гиганты не торопятся наращивать производство и сейчас — многие из них опасаются, что демократы еще больше ужесточат энергетическую политику, поэтому не хотят делать «пустые» инвестиции.

Кроме того, американский бизнес увидел в топливном кризисе прекрасную возможность для того, чтобы пролоббировать отказ «зеленой» политики. Крупные компании уже представили Байдену план из 10 шагов, чтобы поставить американскую энергетику на ноги — он предусматривает отмену большинства «зеленых» рестрикций Белого дома.

Источники снижения

Администрация Байдена пытается найти и другие пути решения топливной проблемы. Президент США уже распорядился высвобождать по 1 млн баррелей нефти в день из стратегического резерва, смягчил ограничения на продажу бензина E15, обратился за помощью к зарубежным поставщикам и предложил Конгрессу временно отменить федеральный налог на бензин.

Однако пока что его усилия не принесли значительного эффекта. Раскупоривание «нефтяной кубышки» и введение в оборот дешевого топлива лишь замедлили рост цен. Крупнейшие же страны-производители отказались повышать добычу из-за плохих отношений с Белым домом, а республиканцы в Сенате пригрозили заблокировать «налоговый маневр».

Вместе с тем у Байдена становится все меньше времени на решение проблем. Осенью демократов ожидают чрезвычайно сложные промежуточные выборы, а нестабильные нефтяные рынки разогнали инфляцию до 8,5% и заставили американцев сокращать расходы.

На фоне снижения потребительского спроса аналитики банка JPMorgan сократили прогноз по росту экономики США во II квартале 2022 года с 2,5% до 1%, поставив Вашингтон в «опасную близость от рецессии». Другие специалисты считают, что падение начнется, как только цены на бензин приблизятся к $6 за галлон.

━━━━━

Виталий Рюмшин